Картинка

От первого лица Проблемы социальной адаптации военнослужащих

9 ноября 2005, 12:30
Перед своим государственным визитом в Нидерланды президент России В.В. Путин, давая интервью голландским СМИ, сказал: "Россия не считает НАТО враждебной организацией и налаживает с ней диалог. Россия хочет и будет выстраивать партнерские отношения. У нас, на мой взгляд, в последние годы очень неплохо развивается диалог с Североатлантическим блоком. В Москве выработано несколько направлений сотрудничества с НАТО: это и борьба с терроризмом, это и совместные усилия по предотвращению различных чрезвычайных ситуаций, и сейчас мы приступаем к совместной работе антитеррористического характера в Средиземном море с использованием наших военно-морских сил".

Гость в студии – генерал-полковник Леонид Сергеевич Майоров, академик, директор информационно-консультационного и учебного Центра социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, "Россия-НАТО".

- К великому сожалению, несмотря на все заявления российского президента, в обществе все-таки существует некоторая настороженность, касающаяся отношений России с Североатлантическим альянсом. Ваш центр помогает адаптироваться военнослужащим, уволенным в запас. Он предназначен и работает для того, чтобы и предубеждения рассеять, и чтобы помочь толковым, грамотным, знающим людям, которым по сегодняшним обстоятельствам нашей жизни достичь какого-то успеха после ухода в запас добиться не удалось. Так ли это?

Генерал-полковник Леонид Майоров в программе у ведущей "Радио России" Натальи Бехтиной





















МАЙОРОВ: Согласен. Все же 50 лет мы смотрели друг на друга как на противников через прорези прицелов. Но времена меняются, в мире в последнее время произошло много изменений, особенно много их было за последние 15 лет в России. Когда наша страна начала процесс сближения с НАТО, то встал вопрос: что же надо делать для этого? Был выработан ряд мер, в частности, намечены планы. Многие мероприятия из них были проведены, но большая их часть заканчивалась новыми совещаниями, изданиями очередных бумаг и планов.

Одно из направлений совместной деятельности – это проведение военной реформы. Все страны, как Россия, так и члены НАТО, за последние годы резко сократили свои вооруженные силы. И везде встал вопрос: что делать с военными кадрами при проведении военной реформы? Данное направление сотрудничества получило очень хорошее практическое применение. В 2001 году был подписан документ о создании Центра, и в 2002 году этот центр начал свою работу, которая идет уже четвертый год. Все это помогает сближению взглядов как со стороны НАТО на Россию, так и со стороны России – на НАТО.

- Чем занимается ваш Центр?

Леонид Сергеевич МайоровМАЙОРОВ: Главная задача Центра – проконсультировать всех желающих, дать информацию людям, увольняющимся из вооруженных сил. Уходя из армии, мало кто из них представляет себе жизнь на гражданке. Поэтому с 2002 года в Интернете был открыт сайт Центра на восьми страницах, где есть вся необходимая информация для увольняемого военнослужащего. В России насчитывается примерно 1600 высших учебных заведений, которые могут заниматься переподготовкой военнослужащих. Так вот адреса всех этих учебных заведений с фамилиями ректоров, телефонами, почтовыми адресами есть на сайте. В 89 субъектах РФ имеются агентства по трудоустройству. Все их адреса также есть на сайте. За прошедшее после создания время Центр дал консультации почти 87 тысячам человек, обратившихся по телефону, через Интернет и письма, а также лично. Это очень большая работа, помогающая военнослужащим при увольнении из армии.

Второе направление деятельности Центра – профессиональная переподготовка. Конечно, объем переподготовки незначительный в масштабах страны. Россия у нас огромная, увольняются ежегодно десятки тысяч человек, а Центр переподготавливает всего лишь сотни. За три года с помощью Центра переподготовку прошли почти 850 военнослужащих. Большинство из них уже трудоустроились и нашли свое место в жизни. Конечно, они с благодарностью воспринимают эту помощь.

Кроме того, Центр готовит специалистов, которые впоследствии работают в области социальной адаптации военнослужащих в администрациях регионов, в районах, в учебных заведениях, в нештатных справочно-консультационных пунктах Министерства обороны. За прошедшее время подготовлено свыше 450 таких специалистов из 62 субъектов федерации. Образно говоря, везде есть "наши люди", которые способны ответить на все вопросы.

Еще Центр выпускает бюллетень, который распространяется в вооруженных силах. Любой, у кого нет возможности выйти в Интернет, в нем может найти всю информацию. И бюллетень до войск доходит.

- Многие люди могут с подозрением относиться к деятельности вашего Центра, видя в нем средство для нанесения какого-то вреда стране. Другие, наоборот, машут рукой, ибо знают, чего стоит западная помощь. Что можете ответить?

МАЙОРОВ: Просил бы людей, которые так думают, не очень беспокоиться. В стране есть структура, которая отвечает за безопасность. С ней мы работаем в тесном контакте, начиная с момента своего создания. Мы полностью открыты для всех российских спецслужб. За четыре года работы не было ни одной попытки получения каких-то закрытых сведений. Да и возможности для получения информации нет. Воинские части никто из представителей НАТО не посещает, курирует эту программу от НАТО всего один человек, который часто бывает в России. Это Эмилио Гаспарини, который, кстати, является там профсоюзным боссом, а не военным. Поэтому ни о каких секретах, которые куда-то могли бы уплыть, речи не идет. Я в этом убедился сам за эти годы.

- В сегодняшнем мире невозможно прожить без партнерства, взять хотя бы ту же антитеррористическую деятельность. Подобное партнерство, безусловно, идет на пользу и России, и странам альянса?

МАЙОРОВ: Нельзя сегодня жить обособленно в мире, противостоять угрозам можно только вместе. В одиночку ни одна страна проблему терроризма не решит. Конечно, для этого надо сотрудничать, но чтобы начать реальное практическое сотрудничество надо пройти большой путь. По моему мнению, мы находимся еще только в начале этого пути. Совместные действия по спасению на море, помощь в проведении военной реформы и т.п. позволяют сближать позиции. Конечно, у каждой стороны есть свой интерес, который надо отстаивать в ходе сотрудничества, как это происходит в любом деле. И то, что сейчас Россия сотрудничает с НАТО, - правильный путь. Нельзя жить изолированно от мира.

- 9 ноября Государственная Дума обсуждает вместе с министрами, как проходит и каковы итоги исполнения пресловутого 122-го закона о монетизации льгот. Как вы считаете, положение военнослужащих сегодня улучшилось, ухудшилось, осталось прежним, или закон требует серьезной доработки в отношении военнослужащих?

МАЙОРОВ: Знаете, я лично сторонник монетизации льгот. Ну, зачем военному человеку унижаться в трамвае, автобусе, метро, когда он туда заходит и не может заплатить. У него льготы: а его пропускают, не пропускают. Известны неприятные случаи, когда кондуктор останавливал голосом транспортное средство. Конечно, лучше, если бы это было решено через монетизацию, чтобы военный человек, как и все остальные, мог заплатить за свой проезд. Но надо ему эту льготу дать реально.

122-й закон, по моему личному убеждению, совершенно не продуман и не подготовлен. Большинство военнослужащих лишились тех льгот, которые у них были. Я сужу это и по себе, и особенно я представляю положение офицеров в воинском звании пониже, чем у меня.

Многих льгот, которые реально были раньше в жизни, сейчас нет, и денежной компенсации тоже нет. А та компенсация, которая введена, даже не покрывает расходы. К примеру, известно, сколько сейчас стоит проезд в общественном транспорте в Москве. Ну, разве те деньги, которые выделяются военным, - 200 рублей – покроют расходы на проезд? Нет, естественно. И так по всем льготам.

Поэтому закон до конца не продуман. Я сегодня утром знакомился с информацией, которая была на эту тему опубликована в газете "Комсомольская правда", и полностью согласен с авторами этой статьи. Там подробно по каждой льготе написано, что сделано, а что не сделано.

Радует только одно: что все это вскрыло Контрольное управление администрации президента, и об этом доложено президенту. И я надеюсь, что должны быть приняты меры.

А пока положение военных - и тех, кто служит сегодня в армии, и тех, кто уже уволился, то есть военных пенсионеров, - от введения этого закона только ухудшилось.

- Жизнь военного не сладкая, и если человек выбирает в своей жизни карьеру военного, значит, он заслуживает уважения и обеспечения со стороны государства.

МАЙОРОВ: Военный человек по сравнению с гражданским лицом ущемлен в жизни как свободный гражданин по многим позициям. Военный – это человек, находящийся в подчинении. Он может получить приказ, который должен выполнить. Причем этот приказ часто может быть связан с угрозой для его жизни. Конечно, это как-то надо компенсировать. Раньше все это компенсировалось и повышенным денежным содержанием, и льготами, и более высокой пенсией. Сейчас всего этого нет. Поэтому прошедшие военную службу сейчас задумываются: а пойдут ли после них служить в армию молодые ребята, видя все это. И многие не идут.

122-й закон должен решать не мелочные какие-то вопросы, а государственные задачи. Но он сегодня их не решает. Этим наносится большой политический ущерб государству.

- В последнее время в мире проявилась тенденция к сокращению вооруженных сил. Она будет продолжаться?

МАЙОРОВ: Процесс сокращения будет идти и дальше, поэтому проблемы социальной адаптации военнослужащих, которыми занимается Центр, будут стоять еще долго. В странах НАТО подобная проблема решена на государственном уровне, в России – пока нет. Ну, не очень хорошо для нашей великой страны получать помощь для адаптации офицеров к гражданской жизни от стран НАТО. Это понятно, однако у государства сегодня столько прорех в связи с распадом СССР, что, видимо, оно не успевает их заделывать. Жаль, что до этой проблемы у государства не всегда доходят руки.

- Вооруженные сил страны должны быть готовы к отражению атак международного терроризма?

МАЙОРОВ: Настолько глобальна проблема борьбы с терроризмом, да и события последних лет это подтверждают, что без армии здесь никак не обойтись. Терроризм приобрел такие масштабы, что одних специальных служб может не хватить. Поэтому армию придется задействовать, и армии всех стран должны быть к этой борьбе готовы.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация