От первого лица Театр: высокая культура, а не "шарашка"
Шутка об "артистах погорелого театра" весьма популярна среди актеров театра "Школа современной пьесы", с художественным руководителем которого Иосифом Леонидовичем Райхельгаузом мы поговорим в том числе и о несчастии, приключившемся с очень красивым, но недостаточно приспособленным для театрального дела зданием.
А начнем с того, что некоторое время назад на президентском Совете по культуре, проходившем во Пскове, основной темой разговора президента с театральными деятелями стала необходимость большего распространения театральной культуры. Много говорилось о провинциальных театрах, о необходимости гастролей. Правда, несколько наивным показалось утверждение, что, если школьники будут чаще ходить в театр, то они будут меньше стрелять... Действительно ли театр перестал быть для подростков даже тем, чем был еще пару десятилетий назад?
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Не только театр: и литература, и музыка, и в большой степени даже телевидение; всё это заменено другим... Пожелания президента замечательны; он воспитан в определенном времени, в определенном культурном контексте, и он понимает, что такое был театр в 60-е, 70-е, 90-е, когда он просто взорвался и расцвел: всё, что сегодня есть в театральной культуре, в театральном мире, - это все-таки ростки 90-х. Пожелание благое: да, хорошо бы, чтобы школьники ходили в театр, но для этого необходимо серьезно заниматься культурой...
Конечно, гастроли - это прекрасно. Но их нет! Сегодня все гастроли - коммерческие: это антреприза, которая "шарашит", вынимает из людей деньги, и вынимает за банальное зрелище: посмотрите-де, как выглядят живые герои прошлых кинофильмов.... В последнее время в Москве практически не открывается новых театров, субсидирование театров сложное.
То, что делает министр московской культуры Капков, и как его поощряет мэр, - эта тенденция очень верная. Но как только всё доходит до среднего звена - распределения средств, и оценок, кому за что платить, - скажем, почему вот этот театр оценивается как очень хороший, при том, что туда невозможно продать билеты, а тот - плохим при очень высокой посещаемости, - здесь все стопорится. Гастроли нужно поощрять, - это замечательное дело! Но гастроли - это дорого; привезти хороший драматический театр в любой город - это дорого. И если государству это не нужно, то театру выгоднее взять трех артистов и съездить в соседний город, объявив, что "такого нельзя пропустить..." К большому сожалению, пропускают...
- Театральные деятели жалуются на недостаточное количество современной драматургии...
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Говорю не первый год: жалуются либо в силу своей лени, либо - неосведомленности. Наша драматургия сегодня очень сильна! Могу назвать десяток пьес, ктторые я просто не успеваю поставить... Вот что касается нашего совместного проекта "Действующие лица", - этот конкурс дает пьесы каждый год. В прошлом году там появилась пьеса "Спасти камер-юнкера Пушкина", - я счастлив, что вслед за нами спектакль начали ставить по всему миру...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица