Неизвестная планета Книга: приказано выжить...
Персоны
Поговорим о судьбах печатного слова и о будущем книги. Наш гость – один из самых известных сегодня российских писателей Сергей Лукьяненко.
- Так что же, скоро писатели никому не будут нужны?
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: Признаюсь честно, – есть такое ощущение. На самом деле, конечно, процесс назревал давно; возможно, кто-то ожидал его, кто-то – нет, но то, что книга сейчас потихоньку умирает – это факт. Причем, она умирает двояко: во-первых, есть общее падение интереса к чтению, падение тиражей. Причем, это касается не только фантастики, не только русской литературы: это, скажем так, общемировой тренд. А во-вторых, даже та прослойка людей, которая продолжает читать, все более активно переходит на электронные книги, которые в связи со своими особенностями просто-таки подталкивают людей к пиратству. Соответственно, работа писателя перестает быть профессией: невозможно зарабатывать книгами, когда книги просто берут (скажем честно, воруют) в интернете бесплатно...
- Это процесс, связанный с пиратством. А с точки зрения воплощения в текстах неких смыслов?
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: С этим-то все в порядке: остается достаточно много направлений в литературе, которые живут и развиваются, но они все меньше и меньше доходят до читателя: просто падает общая прослойка читающих людей. У нас появилось слишком много других, альтернативных видов и развлечений, и получения информации; это, разумеется, интернет, компьютеры, всевозможные аудиовизуальные средства, и книга здесь потихоньку отходит на второй, а то и на третий план.
- Если сравнить твои книжные аудитории, то, если брать один из самых известных твоих хитов – "Ночной дозор", – посмотрели его в десятки, в сотни раз людей больше, чем прочитали книжку...
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: Нет, я бы так не сказал. Разумеется, фильм смотрело очень много людей (хотя я не следил жестко за цифрами, но понятно, что речь шла о десятках миллионов человек в нашей стране), но тираж книг тоже составил несколько миллионов. То есть сказать, что разница катастрофическая, нельзя: кино на самом деле не является прямым конкурентом книге. Оно одновременно является и мощным рекламным фактором, потому что зритель как правило понимает, что экранизация берет всего лишь часть того, что есть в книге, и часто испытывает желание почитать, что на самом деле написано в книге. Если, конечно, фильм понравился...
- Но тогда можно говорить, что идет некая смена цивилизационной парадигмы?
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: Да. Здесь можно еще посетовать (не знаю, надо ли?) на изменение темпа нашей жизни. Потому что множество авторов, которые были вполне популярны, востребованны, модны, сейчас просто не читаются, поскольку темп повествования слишком медленный и сейчас вызывает у людей некую оторопь...