От первого лица Электронные услуги: удобство, точность и... нестыковки
Поговорим о достижениях (а, возможно, и провалах) в использовании информационных возможностей. Современные технологии открывают возможности почти безграничные, и граждане желают ими пользоваться. Какие "подводные камни" могут встретиться на этом пути? Наш гость - Илья Иссович Массух, президент Фонда информационной демократии.
- Моя коллега решила оформить заграничный паспорт дочери на сайте госуслуг. Кончилось все хождением в ФМС, очередями, получением талонов и едва не драками... Получается, мы вернулись на десять лет назад? Почему, заходя на сайт госуслуг и дойдя в заполнении электронных документов до определенной точки, мы вдруг попадаем в информационную пустоту?
Илья МАССУХ: Давайте начнем с начала. Движение в сторону использования новых возможностей для общения населения с государством мы начали в 2008 - 2009-м году. Тогда Собянин и Путин поставили вопрос довольно жестко: интернет стал доступным средством, что особенно важно в России, учитывая наши расстояния... Казалось, это новый способ взаимодействия власти и народа, и это действительно так. Но даже не слишком образованная девочка, сидящая на телефоне, - адекватный человек. За компьютером же надо всегда следить, - идеальных программ не существует....
Правительство должно понять: нельзя сделать красивый сайтик, отчитаться и забыть: контролировать его работу нужно постоянно. Впрочем, думаю, по мере развития технологий делать это будет все проще: механизм будет отработан и не потребует жесткого контроля.
Илья МАССУХ: Что касается истории с паспортами - там есть несколько болевых точек. Первая открылась примерно год назад - помните? - люди платили штрафы в ГАИ, а их считали должниками. Недоглядели: люди платят через Сбербанк, а банк не подсоединили к системе, которая снимает с долгов. Но чем удобно электронное взаимодействие, - следы все равно остаются. Когда человек говорит, что два года назад он оплатил счет и получил квиточек, проверить это сложно. Если же оплата произведена через электронную систему, счет всегда можно найти. И это плюс... Минус - это, конечно, нестыковки...
Что касается паспортов, я вообще считал это одним из наших главных достижений. Но сейчас в Москве отменили запись на прием в отделения ФМС, организовали живую очередь, которая быстро пришла к тому, что люди стоят буквально с пяти утра... Знаете, после эфира обязательно напишу письмо министру связи Николаю Анатольевичу Никифорову с просьбой обратить внимание на эти вопросы. Никифоров молод, он разбирается в IT-технологиях, но здесь необходимо еще знать, как работает государственный механизм...
(Повтор программы "От первого лица" от 03.07.2014)
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица