Картинка

Центральный комитет Марат Гельман в гостях у Тутты Ларсен и Владимира Аверина

14 декабря 2009, 15:05

Персоны

 
ЛАРСЕН: У нас в гостях Марат Гельман, специалист по современному искусству, здравствуйте!
 
ГЕЛЬМАН: Здравствуйте!
 
АВЕРИН: С изумлением мы прочитали, что открывается на днях уникальная выставка графики с пометками Иосифа Сталина. Это на московской площадке?
 
ГЕЛЬМАН: Да, это старая галерея, я ее оставил, там делают, вообще, выставки молодых художников. А  тут к нам пришли друзья из дружественного издания и сказали, что у нас есть такой материал, хотим показать. Мы говорим: интересно.
 
АВЕРИН: А вот кому интересно? Ну, действительно, там, на репродукциях Сурикова, Рубинштейна, Репина, Иванова рукой Сталина написаны какие-нибудь матерные слова по-грузински, или трусы пририсованы, или ╚один задумчивый дурак хуже десяти врагов╩. Подпись - Сталин. Вот кому это сейчас может быть интересно?
 
ГЕЛЬМАН: Ну, как,  фигура Сталина, по-моему, интересна всем. Можно ставить плюсы и минусы, но сегодня это одна из главных поп-звезд нашего небосклона.
 
АВЕРИН: Ну, да,  но интересна фигура, как памятник, когда бронза, когда гладенько, когда все так хорошо и тогда часть народа к этому памятнику относится с восхищением, как к памятнику, а часть отворачивается, лишь бы его совсем не видеть. А вот разбираться, каков он был, почему он был, и как наша огромная страна допустила, что именно он стал во главе, по-моему, в этом разбираться, вообще, никто по-прежнему и не хочет.
 
ГЕЛЬМАН: Ну, я могу сказать так, что мы, когда делаем свои выставки художественные,  у нас есть какая-то программа, реклама, а здесь такой рекламы мы не делали, потому что это такая выставка, издание решило отметить таким образом день рождения Сталина. Но количество обсуждений в блогах огромное.
 
ЛАРСЕН: Мне кажется, что эта выставка, в первую очередь, должна быть интересна людям с психологическим образованием, потому что вот эти надписи, которые там Сталин публиковал, в частности, ╚он боится солнца - трус╩ и обнаженная фигура человека жирно крест-накрест перечеркнута. Вот это прямо какая-то клиническая картина, можно изучать.
 
ГЕЛЬМАН: Понятно, что какая-то реакция, может быть, любопытно. Дело в том, что у нас Сталин большой вклад в русский язык сделал, в изобразительном искусстве его не было. А вот это мне в этом смысле и интересно, что все-таки было, что все-таки к нему обращались. Это же ему передали из Академии художеств, чтобы понять его мнение, потому что есть известный случай, когда гостиницу ╚Москва╩, - фасад сделали состоящим из двух половинок просто потому, что ему дали два варианта фасада. И он написал ╚согласен╩ так, что заходило это согласие на оба варианта, и люди не знали, какой он выбрал. Они построили оба фасада. Так и здесь, видимо, люди ходили и спрашивали, а что вы думаете, вот классицизм.
 
ЛАРСЕН: То есть эти репродукции ему подсовывала Академия художеств? Не из журнала вынул страничку?
 
ГЕЛЬМАН: Да, это Академия художеств. Там есть штампы библиотеки Академии художеств на этих, то есть просили оценить, как вождя. То есть вождь должен во всем, и в литературе, и в изобразительном искусстве руководителем. То есть это, во-первых, интересно. Второе,  действительно интересно с точки зрения, Сталин как обычная поп-звезда, это всегда  какая-то  лупа, показывающая реальность, как относились тогда к обнаженке. Ведь если мы возьмем, вообще,  это советская эстетика, то там дух против тела, то есть тело надо было гнобить.  Значит, все герои с обветренными губами.
 
ЛАРСЕН: Но такие при этом качки, крепенькие такие, женщины такие,  от мужчин не отличимые.
 
ГЕЛЬМАН: Но, все равно, интерес к телу - это в буржуазном или в дореволюционном мире. А у нас как-то по-другому.
 
АВЕРИН: У нас интерес к футболке, девушка в футболке.
 
ЛАРСЕН: Не знаю, у того же Дейнеки такие мощные икры,  облепленные юбкой, трепещущей на ветру, на меня производило это впечатление.
 
ГЕЛЬМАН: Видимо, Сталин оказался более таким, то есть он в художественном смысле был очень подвержен такой революционной анти, то есть духовной, антителесной моде,  что ему казалось, что в этом есть какое-то извращение, как рисовать мужика без трусов.
 
АВЕРИН: Комментарии, которые идут на sms-портал. ╚Сталин - не человек╩, пишет нам Саша из Ульяновской области. На форуме: ╚Сталин просто быдло, нормальный человек на  картинках рисовать не станет╩. И все равно, всякий раз, когда заходит речь про Сталина,  он мерзавец для кого-то, для кого-то герой, не важно, все равно, все сводится к обсуждению того, а каков он был. Вот он был и такой, и сякой, и пятый, и десятый, при этом, на мой взгляд, старательно избегается обсуждение механизма подчинения, механизма обожания, почему вдруг все остальные с такой радостью готовы были поклоняться этому человеку, не задумываясь тогда, каков он.
 
Подробности беседы слушайте в аудиофайле.

Центральный комитет. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация