Капризный пациент. Как отбывает наказание Навальный
Члены общественной палаты Мария Бутина и Кирилл Вышинский побывали с инспекцией в колониях Владимирской области. Осмотрели условия, в которых осужденные отбывают наказание, пообщались с ними. Были также в медчасти, где заключенным оказывают помощь в случае необходимости. И даже попробовали блюда, которые дают арестантам на обед.
Будни строгого режима. Отряды осужденных в исправительной колонии номер три во Владимирской области вышли на построение: обязательная процедура, которая проходит здесь два раза в день. Перекличка и проверка бирок, специальных нашивок на робе, – важная часть дисциплины. Сами сидельцы к правилам за колючей проволокой относятся с пониманием.
"Главное, чтоб они сами для себя понимали, что их ждут на свободе, и что им это надо. Учеба, чтоб чему-то научиться в жизни. Смысл жизни найти", – считает осужденный Максим Мантров.
О жизни в заключении осужденные рассказали журналистам и представителям Общественной палаты. С инспекцией по колониям Владимирской области отправились Мария Бутина, которая в свое время провела в американской тюрьме 18 месяцев, и Кирилл Вышинский. Он отсидел более 400 дней в тюрьме на Украине. Общественники регулярно общаются с арестантами и оказывают им правовую помощь.
На специальном терминале предложения о работе на свободе. Это для тех, у кого подходит к концу срок наказания. Подготовить осужденных к жизни на воле без преступлений – одна из главных задач службы исполнения наказаний. Многие сидельцы получают в колонии востребованные профессии.
Это уже другая владимирская колония – общего режима в Покрове. Исправление и социализация здесь тоже без отрыва от производства. Осужденные большую часть времени заняты работой. Многие – ответственной. К примеру, делают детали для Владимирского электромоторного завода, крупнейшего российского производителя электродвигателей. Некоторые выбирают машины попроще – шьют.
Для гостей, Марии Бутиной и Кирилла Вышинского, – небольшая экскурсия по ИК-2. В этой колонии отбывают наказание около четырехсот человек. В основном москвичи. Почти у каждого десятого условные сроки заменены на реальные. Это учреждение в какой-то степени особенное. В нем исправляют тех, кто забыл об ответственности и невольно предпочел реальный срок условному. Но даже здесь все осужденные на связи с "волей". Главное отличие колоний общего режима от строгого – частые свидания с родными и близкими.
"Это очень способствует социализации. Приятно, что такие возможности у осужденных есть. Это существенно помогает отбывать наказание, исправляться", – поясняет осужденный Алексей Заикин.
У москвича Алексея Заикина, осужденного за растрату денег, праздник – длительное свидание с любимой женой. Несколько минут супруги уделили нашей съемочной группе.
"Очень благодарна за такую возможность администрации, что у нас вот все необходимое есть для того, чтобы побыть вместе – говорит супруга Алексея Заикина Надежда.
В колонии есть возможность и побыть наедине с собственными мыслями. Например, почитать книгу. Мария Бутина и Кирилл Вышинский побывали в местной библиотеке и оценили разнообразие литературы на полках. В окружении книг сидельцы философствуют и музицируют.
Воспитание через творчество: стихи, проза, классическая музыка. Сейчас здесь проходит встреча клуба любителей книг.
Режим – режимом. Прием пищи – по расписанию. За кулинарию в ответе сами заключенные. Гости из Москвы осматривают кухню. Мария Бутина вспоминает время, проведенное в американской тюрьме.
"Я же работала на кухне в американской тюряге. Поверьте, там намного хуже, чем здесь. Там тараканы", – вспоминает Бутина.
Меню – строго по ГОСТам. В отличие от колонии строгого режима, здесь без строгих тюремных стандартов. У осужденных даже есть выбор блюд из подготовленного меню. Так называемый горячий цех ИК-2 во Владимирской области. Линия раздачи. На ужин картошка, 250 граммов. Сейчас ее накладывают. И рыбные биточки. Кстати, есть выбор: можно картофель отварной, либо картофельное пюре.
Особое внимание сидельцам со слабым иммунитетом и склонным к различным заболеваниям. Для них даже организовано спецпитание в столовой. Мария Бутина и Кирилл Вышинский оценили и кухню, и блюда.
Отобедав, общественники осмотрели помещения, в которых живут осужденные. Это двухэтажные общежития. Слово "барак" тут не произносят, в отличие от колоний строгого режима. Внутри все с максимальным комфортом: кровати, тумбочки. За порядок отвечают сами арестанты. Проверяющие приятно удивлены.
"Мне есть, с чем сравнивать. Я могу сказать, то, что я увидел, это точно лучше тех условий, в которых я когда-то находился на Украине. Я, правда, был не в колонии, а в тюрьме. Они мне напомнили нормальные армейские будни, которые я когда-то в советской армии провел", – заявил журналист Кирилл Вышинский.
"Ни в какое сравнение с американским условия это не идет. В Америке намного действительно хуже условия. Более того, у меня была сейчас возможность посмотреть кухню, столовую. Заключенные готовят. Я просто помню ту антисанитарию, когда я была вынуждена тоже работать на кухне в американской тюрьме. Иногда мы вылавливали просто тараканов и чанов, и все продукты привозились просроченные. А здесь ты видишь, у нас была возможность попробовать, что готовят", – добавляет Бутина.
Во время своего визита в колонию номер два член Общественной палаты Мария Бутина изъявила желание встретиться и поговорить с осужденным Алексеем Навальным. Вот его куртка с биркой на груди. Карточка перечеркнута красной полосой – так отмечают арестантов, склонных к побегу.
В начале февраля суд заменил Навальному условный срок, который он получил за мошенничество в зарубежной компании, на реальный. Причина – многочисленные нарушения предписаний условного наказания. В колонии он тоже отметился нарушениями. Имеет уже более 10 выговоров.
Съемка с камеры видеонаблюдения в помещении отряда номер 2, где находится арестант. Он вальяжно прогуливается по комнате со стаканчиком в руках. В помещении появляется человек в форме. Судя по всему, он делает замечание осужденному, вероятно, говорит о пуговице на робе, расстегнутой не по уставу. Сосед Навального по койке осужденный Александр Шуралев рассказывает, что новичок в отряде оказался капризным.
"Мы все удивились, всем коллективом, что за человек пришел к нам. И с уборкой у него какие-то проблемы. Уважительной причины у него нет. У нас есть люди в возрасте, которым по 60, по 70 лет, у которых пластины в спине. Такие вот люди, которые все убираются, наводим уборку по графику. Никаких конфликтов из этого нет. Потому, что мы там живем, для нас это сейчас как дом", – поясняет Шуралев.
Основанием для отказа в уборке комнаты могут стать только серьезные проблемы со здоровьем. Но, судя по кадрам из помещения отряда, осужденный Навальный чувствует себя бодро: не хромает и уверенным шагом ходит по комнате. Все арестанты, попадающие в исправительную колонию общего режима под Владимиром, обязательно проходят тщательный медицинский осмотр. Столичным гостям показали и медицинскую часть, где проходил обследование Навальный.
"МРТ свозили сделали, анализ крови сделали и назначили лечение, от которого он отказался", – говорит начальник УФСИН России по Владимирской области Алексей Гиричев.
Медицинские процедуры здесь проводятся регулярно. Два раза в год обязательно флюорография. Со сложными болезнями и при особой необходимости осужденных этапируют в крупные клиники.
Областная клиническая больница во Владимире. Именно сюда был доставлен бывший берлинский пациент, ныне осужденный исправительной колонии номер 2 в городе Покров. Он жаловался на якобы острую боль и требовал срочного обследования. В итоге медики пошли ему навстречу. Главный врач больницы Владимир Безруков говорит, что, в случае выявления проблем, пациентов сразу госпитализируют. Ведь для медиков нет разницы: осужденный это или нет.
"Есть определенный порядок, установленный соответствующими документами. В рамках которого мы осуществляем взаимодействие с руководством УФСИН. Если нет возможности оказать, например, высокотехнологичную помощь непосредственно на месте, такие пациенты поступают к нам", – поясняет Безруков.
Многие сидельцы мечтают о выезде в областной центр, но говорят: для медицинского этапирования нужные веские причины. По словам осужденных, они не понимают, что болит у Навального.
"По факту человек двигается, нормально передвигается. Рассказывал, что ему постоянно мешают, якобы его снимают. Профилактический учет", – рассказывает Шуралев.
Эти кадры сняты на видеорегистратор, прикрепленный к груди сотрудника колонии. По правилам ФСИН, ночью он фиксирует осужденных, стоящих на профилактическом учете. Бесшумная видеофиксация – обязательная процедура, проводится каждые два часа.
Сотрудник колонии четко следует инструкции. На видео называет место осмотра, время, свои персональные данные. После идет к осужденному с красной полосой на бирке. Видно, что спящего арестанта не будят. Задача – просто зафиксировать его присутствие в кровати.
"То, что он там говорит, Алексей Навальный, что его там ночью тормошат, это все ложь. То есть нет такого. Просто приходят сотрудники, просто снимают то, что человек находится на своем спальном месте. Как говорится: если бы работал, то и спал бы спокойно", – считает Шуралев.
По словам соседей Навального, сначала осужденный попросил беруши, потом потребовал заменить ему кровать. Мол, на пружинах неудобно спать. Член общественной палаты Мария Бутина пыталась выяснить, на что именно жалуется арестант. Он согласился поговорить, но разрешения на съемку не дал. Права осужденного были соблюдены. Но конструктивного диалога не получилось. Разговор длился недолго, после чего общественники покинули отряд.
"У меня не сложилось впечатление, что Навальному нужна помощь врача, потому что сначала, когда мы только увиделись, он сказал, что не может встать. После этого вполне нормально встал, прошелся и 20 минут на меня орал. То есть у него не вызвало затруднений стоять на двух ногах, у него в этот момент не болела спина. Жалобы на отсутствие книг. Ему никто не запрещал ходить в библиотеку, пожалуйста. Здесь огромнейшая библиотека, приходи и смотри. В своей речи он постоянно врал", – рассказывает Мария Бутина.
В ИК-2 также побывали члены Общественной наблюдательной комиссии из Владимирской области. Общались и с Навальным.
"Было обращение в ОНК. Поэтому наши члены выехали туда, чтобы встретиться с осужденным. Нормально пообщались, никаких претензий не было – говорит заместитель председателя ОНК Владимирской области Василий Земляникин.
По словам общественников, Навальный попросил у них коврик для йоги. В ОНК удивились: странное пожелание для человека с жалобами на здоровье. Но просьбу все же пообещали выполнить.
"Ему прописали диклофенак. Теперь он не хочет принимать диклофенак, потому что он говорит, что у него поднимается давление. Понимаете, он таким образом всячески пытается привлечь внимание. Более того, на голодающего человека он тоже совершенно не похож. Некоторые заключенные говорят, что он вполне нормально употребляет печеньки, которые покупает в тюремном магазине", – отметила Бутина.
Вот тот самый тюремный магазин. В нем заключенные могут приобрести продукты. Расплачиваются банковскими картами. Деньги списывают со специального счета: осужденные зарабатывают на производстве, кому-то помогают родственники. Помимо консервов, тушенки, которая всегда пользуется спросом, здесь еще зелень. Ну, вот мы видим лимоны, актуально в период простуд, и вот огурцы, помидоры.
По словам продавцов, Навальный бывает здесь нередко. Недавно обновил запасы провианта. Сами осужденные – за дисциплину. Ее советуют соблюдать и тем, кто недавно оказался в колонии и только вливается в коллектив.
После ужина арестанты идут на отдых. Любопытный момент: осужденные в силах сделать свой досуг более комфортным. Хорошая мотивация для хорошего поведения.
Это не гостиница, как может показаться с первого раза, а отряд с облегченными условиями содержания в ИК общего режима. Здесь кровати, картины на стенах и все достаточно уютно. Сюда могут попасть осужденные, которые отличились хорошей работой и не имеют никаких дисциплинарных взысканий.
Хорошей работой и хорошей дисциплиной отличаются и осужденные женских колоний. Общественники посетили одно из таких учреждений во владимирском поселке Головино. По словам проверяющих, некоторые дамы в неволе гораздо мужественнее мужчин: отбывают наказание без капризов и жалоб.