13 декабря 2016, 10:09 13 декабря 2016, 11:09 13 декабря 2016, 12:09 13 декабря 2016, 13:09 13 декабря 2016, 14:09 13 декабря 2016, 15:09 13 декабря 2016, 16:09 13 декабря 2016, 17:09 13 декабря 2016, 18:09 13 декабря 2016, 19:09 13 декабря 2016, 20:09

Экспозиция в Третьяковке рассказывает о Надежде Забеле-Врубель - музе и жене художника

  • Экспозиция в Третьяковке рассказывает о Надежде Забеле-Врубель - музе и жене художника
  • Картинка
    Экспозиция в Третьяковке рассказывает о Надежде Забеле-Врубель - музе и жене художника
  • Экспозиция в Третьяковке рассказывает о Надежде Забеле-Врубель - музе и жене художника
Жена Михаила Врубеля была популярной оперной певицей. Художник часто писал жену в быту и в образах её сценических героинь. Судить о красоте голоса Надежды Ивановны мы можем по единственной сохранившейся записи – это Колыбельная царевны Волховы из оперы «Садко».

Гений и его муза. К 160-летию со дня рождения Михаила Врубеля Третьяковская галерея представляет выставку, посвящённую жене художника – Надежде Ивановне Забеле-Врубель, популярной оперной певице. Врубель часто писал жену в быту и в образах её сценических героинь. Судить о красоте голоса Надежды Ивановны мы можем по единственной сохранившейся записи – это Колыбельная царевны Волховы из оперы «Садко». Но полотна влюблённого художника дают более яркое представление о магии этой женщины. Рассказывает Анна Щербакова.

«Садко», «Снегурочка», «Царская невеста»… Арии из этих опер когда-то исполняла Надежда Забела. На одну из них – романтическую оперу «Гензель и Гретель» – пришел Михаил Врубель и – влюбился в голос певицы. А когда познакомился с ней после спектакля, сразу сделал предложение. Так родился знаменитый союз. Художник написал десятки портретов своей музы. На новой выставке, открывшейся в зале Врубеля, – графические и пастельные работы - посвящение жене.

Заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова: «Экспозиция посвящена целиком Забеле-Врубель, ее роли в жизни Врубеля и их совместной жизни, которая есть один из мифов Серебряного века, где очень трудно отделить фантастическое от реального, их встреча кажется фантастикой, а фантастические образы, в которых она запечатлена на полотнах Врубеля, кажутся нам абсолютной реальностью».

Один из таких образов – царевна Волхова из оперы «Садко». Надежда Забела-Врубель была музой сразу двух знаменитых мастеров: не только супруга-художника, но и композитора – Римского-Корсакова. Не раз он отдавал ей главные партии своих опер. Представлены и фотографии - Забелы-Врубель: именно так она выходила на сцену, перевоплощаясь в морскую царевну.

Ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Элеонора Пастон: «Она исполняла царевну Волхову более 90 раз, и всякий раз Врубель присутствовал на этих спектаклях, и когда она его спросила, не надоело ли ему, он сказал, что он без конца может слушать ее исполнение и особенно море. Оно переливалось для него жемчужными, перламутровыми красками, которые он находил в своей живописи».

Прежде чем нанести краски, Врубель проделывал кропотливую предварительную работу. Проследить за ней можно на выставке. В небольшом наброске угадывается портрет Забелы-Врубель на фоне березок – он сейчас хранится в Русском музее. Буквально по пазлам художник собирал образ своей музы. Это видно даже по карандашному эскизу. К 2021 году Третьяковская галерея готовит масштабный проект. К следующему юбилею Врубеля соберет на одной выставке практически всё наследие художника. На ней будет и одна из его самых знаменитых и загадочных картин - «Царевна-Лебедь». И хотя в ней нет внешнего сходства с супругой Врубеля, все же, бесспорно, это она – Надежда Забела-Врубель.  

Новости культуры 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация