На заседании Общественного совета Минкульта обсудили современное состояние театра
И ещё об одной важной теме, которая оказалась в центре внимания Министерства культуры. Это современное состояние российского театра. Острых проблем там много, особенно в том, что касается поддержки репертуарного театра. Об этом шла речь на заседании рабочей группы по искусству Общественного совета Минкульта. Мнение высказывались разные, в том числе и критические. Сообщает Анастасия Егорова.
Театр имени Гоголя – стал «Гоголь-центром», Театр Станиславского – «Электротеатром Станиславского». Сменили не только название – поменяли труппу, репертуарную политику. Вместо режиссеров-новаторов пришли инноваторы. Шокируют переделками классики, нецензурной речью в спектаклях. На заседании этой рабочей группы критика звучала часто. Классику Общественный совет будет защищать.
Председатель Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло: «Тогда, кому это интересно, дайте возможность театру, дайте площадку, дайте финансирование, в конце концов, чтобы были поставлены эти спектакли. Если мы будем говорить о классике, то из классики нашей любимой была поставлена, дай бог, одна пятая часть».
Участники заседания опасаются, что в забвение уходит русский классический репертуарный театр.
Народный артист России, зам. председателя Общественного совета при Министерстве культуры Николай Бурляев: «Мне трудно понять, почему эти театры создаются, я даже и названия не могу определить этим театрам. Альтернативные, современные, проектные, что-то они придумывают, чтобы прикрыть пустоту».
Обсудить состояние современного российского театра собирались многие деятели культуры – однако, кого-то вызвали на репетицию, кто-то - занемог. Юрий Соломин прислал видеообращение: «"Без культуры нет нации". Так говорил Островский».
Непременно оставлять на сцене свое сердце – девиз настоящего артиста. Этого придерживался и руководитель Театра на Таганке – Юрий Любимов. Актеры Таганки тоже пришли на совет. Им непонятно, почему их театр остался без художественного руководителя и почему балом правит директор. Страдают артисты – стало скучно, неинтересно, театральный материал не очень привлекает и зрителей – залы порой заполняются студентами и пенсионерами, которым билеты отдают практически бесплатно. О роли лидера в театре говорили и другие ораторы.
Народный артист России, режиссер Александр Галибин: «Я не знаю, нужен ли художественный совет - не нужен. Как правило, это вопрос абсолютно индивидуальный, вопрос внутри театра, но то, что внутри театра художественные вопросы решает лидер - это будет всегда, если мы хотим сохранить репертуарный театр как таковой, о котором мы сегодня говорили».
В театре нет современной драматургии, малые коллективы финансируются плохо, в то время как большие – тут собравшиеся упомянули «Сатирикон» – получают по несколько сотен миллионов в год за единичные премьеры. Еще вопрос. Идет оптимизация театров – сокращение штатов, но это может привести к тому, что сцены станут прокатными площадками. Нужно выработать механизмы поощрения репертуарных театров. На заседании была затронута и еще одна проблема.
Заместитель председателя комитета по культуре ГД РФ Елена Драпеко: «Скажите мне, литература российская, является частью российской культуры? Трудно сказать, что не является, однако Министерство культуры не отвечает ни за развитие и поддержку литературы, ни за книгоиздание, ни за книжную торговлю. Кто отвечает? Удивитесь – Министерство связи».
Многие отраслевые министерства имеют в своих бюджетах статью на развитие культуры. Поддерживать ее нужно сообща, считают члены Общественного совета по искусству. Время на это есть. Полномочия совета нынешнего созыва действительны еще два года.