Двенадцати авторам эпохи революции 1917-го посвятили выставку в Литмузее
«Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года» – так называется выставочный проект в Литературном музее. Он посвящён авторам, наиболее ярко отразившим в своих произведениях противоречия той эпохи. Это попытка взглянуть на историю революции через судьбы писателей. В экспозиции представлены предметы из коллекции Литературного музея. Выставочное пространство разделено на 12 частей – 12 глав, у каждой из которых – свой герой. Репортаж Анастасии Егоровой.
Героев выставочного проекта – поэтов и писателей – не случайно именно двенадцать. Число священное, сакральное – столько апостолов, к примеру, шли за новой верой, столько же апостолов «коммунистического рая вели Христа на расстрел». Название лучшей поэмы Блока и название выставки – это символ одной идеи.
«Мы понимаем, что главный текст о революции, и вообще обо всем русском XX веке, написал Александр Блок, который хвалит себя, говорит, что "сегодня я гений", потому что этот текст, его поэма "Двенадцать" во многом предсказала то, что случится с Россией в ХХ веке», – подчёркивает директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.
Палитра оценок происходящего в стране в 1917 году у писателей и поэтов пестрела эмоциями – от восторгов до боли за страну и разочарования, и даже равнодушия. Как, к примеру, у Александра Вертинского, писавшего музыку много и часто. Единственной реакцией на события 1917 года стала одна сочиненная им пьеса. А Зинаида Гиппиус размашистом почерком восклицала в ноябре 1917-го: «Как в эти дни невероятные позорно жить!»
«Реакции на февральские и октябрьские события были в корне разные, хотя кто-то, как Бунин, принял и февраль, про октябрь говорить и не приходится. Кто-то принял Февраль, но понял, что за Октябрем идет большая кровь. Нам хотелось показать, как люди одного поколения, примерно одного круга реагируют на события, которые перевернули жизнь и их самих, и страны, в которой они жили», – отмечает заместитель директора Литературного музея Алексей Невский.
Свои эмоции писатели и поэты выражали не только в стихах и музыке, но и переносили свои ощущения на холст. Как, к примеру, Максимилиан Волошин острополитические строки совмещал с лирическими крымскими пейзажами.
«Маяковский, например, принял революцию. Земля обетованная, декорация к "Мистерии-буфф" – своего рода выражение, построенный им храм революции, потому что, если вы посмотрите на эту декорацию, вы увидите купол и молящихся рабочих», – поясняет куратор Дарья Каверина.
Не черное и не белое, никакого контраста. Организаторы выставки попытались наглядно продемонстрировать, что у революции нет одного цвета. Высокое искусство оказалось совместимо с большими потрясениями в стране. А возможно, наоборот, это и стало одним из главных факторов роста и реализации творческого потенциала человека.