В Москве пройдет ретроспектива фильмов Эйзенштейна, Тарковского и Ромма
Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Михаил Ромм - эти имена неразрывно связаны с классикой отечественного кинематографа. Их картины стали эталонами в работе для многих деятелей кино.
Начиная с февраля 2017 года знаковые картины этих режиссеров будут показаны в Москве на большом экране. После показов известный киновед Всеволод Коршунов вместе с приглашенным экспертом будут анализировать картины с точки зрения культурно-исторического контекста, разбирать особенности киноязыка и почерка режиссера, а также рассказывать о значении работы и ее влиянии на дальнейший кинопроцесс.
Цикл мини-ретроспектив - это редкая возможность увидеть лучшие образцы отечественного кино на большом экране и узнать, почему именно эти фильмы стали шедеврами кинематографа.
Первой будет представлена ретроспектива режиссера Сергея Эйзенштейна, который известен во всем мире как один из основоположников искусства кино. Его работы до сих демонстрируют в институтах кинематографии в качестве учебных пособий, на его фильмах учились профессии многие известные режиссеры.
В рамках цикла зрители познакомятся с творчеством Эйзенштейна, посмотрев два его первых фильма - «Стачка» (1924) и «Броненосец Потемкин» (1925) и две последних ленты - «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1945). Экспертами выступят: киновед Наум Клейман, историк кино Владимир Забродин, кинокритик Василий Корецкий, кинокритик Антон Долин.
Первым зрители увидят историко-революционный фильм «Стачка», показ которого пройдет 1 февраля. Совместно с Всеволодом Коршуновым фильм представит российский киновед, историк кино, ведущий специалист по творчеству Эйзенштейна Наум Клейман.
По сюжету фильма на одном из крупнейших заводов России организовывается стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов. В своей дебютной картине Эйзенштейн, желая уйти от традиций «старого» театра, использует стиль изображения, похожий на кинохронику, и отказывается от введения главных героев и от принципов традиционного сюжетосложения. После выхода на экраны картина встретила неоднозначные отзывы зрителей и критиков. Советская пресса и некоторые кинематографисты называли фильм новаторским и в целом очень высоко оценивали значение картины для мирового кинематографа. На всемирной выставке 1925 года в Париже Эйзенштейн за свою ленту был удостоен серебряной медали.
Еще один фильм Сергея Эйзенштейна - «Броненосец Потемкин» - неоднократно признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. Сюжет, основанный на историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
«Александр Невский» - исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев. Как и многие другие работы режиссера, «Александр Невский» положил начало использованию множества приемов в кинематографе. Главным открытием фильма стал вертикальный монтаж, который, как и многие другие находки режиссера, кинематографисты успешно используют до сих пор. «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех. Режиссер получил за этот фильм Сталинскую премию.
Историческая драма «Иван Грозный», ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. После выхода первой серии Сергей Эйзенштейн был снова награждён Сталинской премией. Тем не менее, картина была встречена кинематографистами неоднозначно. Чарли Чаплин отозвался о фильме восторженно: «Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов…». В то же время американский режиссёр Орсон Уэллс оценил фильм очень негативно, как «выхолощенную демонстрацию красивых картинок». Современные исследователи же называют ленту «фильмом-иероглифом, который не расшифрован до сих пор».