Фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" – снова на большом экране
К специальному показу "Александра Невского" в кинотеатре "Художественный" готовились тщательно. Пленка прибыла вот в таких металлических коробках – яуфах. Картина Сергея Эйзенштейна разделена на 12 частей. Их показывали с двух проекторов.
"Первая часть показывается с одного проектора, в это время готовится проектор со второй частью и определенный момент по специальным меткам на кинопленке происходит незаметный переход с части на часть незаметный для зрителя", – рассказала киноинженер Ольга Кошлань.
Кинопроекторы современные. Но, учитывая возраст пленки, киноинженеру приходится быть особенно осторожным.
"Фильм, который мы сегодня показываем, это раритетная фильмокопия, то есть с ней нужно обращаться очень аккуратно. Она может порваться, допустим. То есть стараться ее не повреждать", – добавила Ольга Кошлань.
"Москино" уже не в первый раз показывает фильмы Сергея Эйзенштейна с пленки. Такие киносеансы – это своего рода окно в прошлое.
"Практически любой фильм, который был снят на пленке, очень важно смотреть на пленке, потому что она сохраняет не только изображение. Она сохраняет и то время, что, собственно, прошло с производства этой пленки", – отметила историк кино Наталья Рябчикова.
Организаторы уверены: эти кинопоказы помогают молодому поколению открыть для себя классику.
"Я хочу, чтобы наши с вами дети – и моя дочь, которая сейчас будет смотреть эту картину впервые, чтобы у нас был общий код. Знаете, у нас есть в литературе, каждый знает, кто такой Толстой, Достоевский или Чехов. То же самое должно происходить и с кино. Каждый ученик или студент должен понимать, у него должно быть внутри, что был Эйзенштейн, Тарковский, Довженко, Пудовкин, и так далее. Это должно быть на уровне культурного кода", – заявила гендиректор "Москино" Наталья Мокрицкая.
"Александр Невский" – первый завершенный звуковой фильм Эйзенштейна. Мастер снял его всего за полгода. Особое значение картина о битве русского войска с немецкими рыцарями приобрела в годы Великой Отечественной войны.
"Для всех жителей СССР, разумеется, это абсолютно четко ассоциировалось с теми военными действиями, которые происходили на территории страны. И победа в Ледовом побоище, разумеется, вызывала у них надежду, что так произойдет и в жизни, как, собственно, и произошло", – сообщила директор Государственного центрального музея кино Лариса Солоницына.
Благодаря магии архивной пленки кинопоказ превратился в двойное путешествие во времени – в эпоху Александра Невского и в эпоху Сергея Эйзенштейна.