120 лет назад в России состоялись первые киносеансы
120 лет назад знаменитый «поезд» братьев Люмьер прибыл в Россию. В 1896 году в нашей стране состоялись первые киносеансы. На заре своего существования «синема» потрясало воображение как техническая диковинка, наглядно демонстрируя, «до чего дошел прогресс». Но уже тогда начался долгий путь кинематографа – от аттракциона к высокому искусству.
16 мая 1896 года в театре петербургского сада «Аквариум» в антракте музыкального спектакля продемонстрировали «живые фотографии» братьев Люмьер. Это были короткие документальные фильмы, которые уже имели успех в Европе – «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и знаменитое «Прибытие поезда». Сеанс длился всего 10 минут, но этого хватило, чтобы поразить воображение публики. Впервые на полотне экрана, словно через распахнутое окно, люди увидели настоящую, кипучую жизнь.
Один из первых кинозрителей в России – отставной офицер Александр Ханжонков, решил посвятить себя синематографу. Он был среди тех, кто смог превратить кино в настоящее искусство. На тот момент кинематограф считался балаганным аттракционом. Между сеансами перед «почтенной публикой» выступали факиры и великаны.
«Кино называли развлечением для илотов. К кино относились пренебрежительно. И в тех странах, в которых не стремились создать искусство, а стремились привлечь публику, кино очень быстро стало популярным зрелищем», - рассказывает президент Гильдии киноведов и кинокритиков, киновед, культуролог Кирилл Разлогов.
В декабре 1897 года в Москве открылся первый стационарный «Электрический кинотеатр». Прославился он не репертуаром, а мягкими креслами и граммофоном, включаемым во время перемотки пленки.
Поход в кино был удовольствием недешевым. Кресла первого ряда стоили рубль, самый дешевый билет – 35 копеек. Для сравнения: французская булка – пятачок. Но публика требовала зрелищ! В первые двенадцать лет российский репертуар состоял исключительно из иностранных лент, в основном французских. Лишь в 1908 году на экраны вышел первый отечественный игровой фильм – «Понизовая вольница». Всего 7 с половиной минут.
А в 1925 году в кино впервые возник цвет – Сергей Эйзенштейн лично покрасил красным каждый кадр с флагом в фильме «Броненосец Потёмкин». Кинематограф становился не просто искусством, а важнейшим из искусств.
«Что бы ни говорили, кино будет продолжаться, потому что оставаясь в темном зале наедине с экраном, человек погружается в другую среду, в другую жизнь. Если эта жизнь помогает ему, выйдя из зала улыбнуться, я думаю, кино выполнит свою задачу», - убеждена кинорежиссер, народная артистка России Алла Сурикова.
Мы и сегодня по-прежнему под обаянием великой иллюзии. И по-прежнему ждем от нее сильных эмоций.