250 картин Петрова-Водкина выставят в Русском музее в честь 140-летия художника
Русский музей открывает масштабную выставку работ Кузьмы Петрова-Водкина, генеральный спонсор - банк ВТБ. Экспозиция приурочена к 140-летию со дня рождения художника. Из Петербурга – Анна Щербакова.
250 картин из 20-ти музеев и частных коллекций. В таком масштабе персональная выставка Петрова-Водкина в последний раз проводилась 40 лет назад. В корпусе Бенуа Русского музея как знаменитые полотна – «Портрет Анны Ахматовой», «Играющие мальчики», «Мать», так и работы, которые приехали из региональных музеев. Например, самые ранние произведения Петрова-Водкина, привезенные из Хвалынска – родины художника.
Работы Петрова-Водкина нередко вызывали вопросы у современников. И становились предметом горячих споров. Так, в 1910-ом году из-за обнаженных девушек на картине «Сон» и вовсе поссорились Александр Бенуа и Илья Репин. Реалист Репин ругал картину за бессмысленный эротизм и декадентство. Бенуа же называл картину шедевром. Спустя несколько лет художнику удалось создать полотно, которое объединило и критиков, и защитников. «Купание красного коня» понравилось всем.
Иконопись занимала особое место в жизни художника. Ещё подростком, в родном Хвалынске, Петров-Водкин наблюдал за работой иконописцев, затем и сам начал писать иконы. Но поступать будущий художник решил в железнодорожное училище. Вмешался случай: экзамены сдать не удалось, зато Петрова-Водкина заметил местный меценат. И отправил учиться в Петербург - на художника.
У художника появилась возможность увидеть мир. 3 года он учился в Париже, посетил Италию, Тунис, Алжир. Из этой поездки художник привёз двести работ. На выставке – его «парижские» произведения: «Кафе», «Портрет Петровой-Водкиной», и работы из «африканского цикла» – «Негритянка, «Поцелуй». Рядом с картинами из постоянных экспозиций – этюды и эскизы к ним, которые позволяют проследить, как создавались полотна.
Кузьма Петров-Водкин никогда не боялся экспериментов. Во многих работах соединял реальность с мифом и историей. Заметно это и по картине «Играющие мальчики». Библейская история Каина и Авеля проецируется художником на современность. А в «Петроградской мадонне» 1918 года воплотил тревожное ощущение нового мира. Примечательно, что лицо младенца отвернуто. Современники называли Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».