Разрушается уникальный памятник авангарда - аппарат "Летатлин"
В тридцатые годы прошлого века родоначальник конструктивизма Владимир Татлин создал уникальный летательный аппарат и назвал его по собственной фамилии - «Летатлин». Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, считать ли «Летатлин» достижением инженерной мысли или результатом арт-эксперимента. А пока идут споры, уникальный памятник авангарда разрушается.
Орнитоптер, он же махолёт – среди других летательных машин 60-х годов. Показывая его, посетителям объясняют, «почему люди не летают так, как птицы». Перед Первой мировой мир увлечен идеей полета. Владимир Татлин, как когда-то Леонардо, изучает анатомию и полеты птиц, продумывает детали орнитоптера.
«Летатлиных» художник делал вместе со студентами ВХУТЕИНа в мастерских Новодевичьего монастыря. Спорил с инженерами: у птиц – пластичная конструкция, живые, мягкие крылья; у аэропланов – мертвые, жесткие. Из трех созданных «Летатлиных» два – для полета. Татлин даже пробовал полететь на одном из них, но изящный аппарат из дерева, стальных тросов, дюраля, китового уса сломался при транспортировке.
«Летатлин» номер три – единственный из тех, что дошел до нас, создавался как художественный объект. Наряду с Башней Третьего Интернационала – одним из самых значимых произведений Татлина – махолет – скорее манифест, декларация времени, воспевающего движение, машины, прогресс.
«Главным было создание нового образа, который мог бы в будущем привести к созданию какой-то движущейся архитектуры, мобильной архитектуры, меняющейся архитектуры», - объясняет президент Союза архитекторов России Андрей Боков.
«Летатлин» номер три объехал полмира. Его нынешнее состояние плачевное – органические части приходят в негодность.
«Точно надо делать реконструкцию современную. Может, реконструировать процесс его создания, может, показать, как выглядели мастерские вхутеиновских факультетов. Это надо делать с Политехническим музеем или делать павильон «Летатлин» на ВДНХ», - считает историк архитектуры, кандидат искусствоведения Николай Васильев.
Реконструировать «Летатлин» пытались в Стокгольме, Берлине и Пензе в 90-е годы XX века. Тем временем, подлинная авторская конструкция погибает.