История "Фронта" на выставке в РГБИ
Новая экспозиция Музея читателя Российской государственной библиотеки искусств "Четыре года испытаний. Спектакли о Великой Отечественной войне" посвящена 75-летию Победы и рассказывает об очень трудном, насыщенном событиями военном времени. В числе других экспонатов есть редкая фотография московской премьеры пьесы "Фронт" 1942 года – драматического произведения, которое вошло не только в историю отечественной литературы, но и в воинскую летопись страны. В фондах РГБИ есть и другие уникальные материалы о постановках "Фронта", эксклюзивно предоставленные библиотекой для публикации на нашем сайте.
«Фронт» был написан известным советским драматургом, сценаристом, прозаиком Александром Евдокимовичем Корнейчуком (1905 – 1972). Работать над пьесой автор начал по личному указанию Сталина. До войны творчество Корнейчука неоднократно отмечалось правительственными наградами, его произведения печатались и ставились.
Заказ темы был не случаен: звучала критика старых командиров Красной армии, не умевших действовать в новых условиях войны. В образе командующего фронтом Горлова угадывались черты героев Гражданской, для которых главной стратегией боя оставалась лихая атака, а не военная наука.
В августе 1942 года пьеса была напечатана в нескольких номерах газеты «Правда», вызвав разные суждения в обществе. Например, – отрицательную оценку у многих военачальников. Сталин телеграфировал маршалу Тимошенко: «Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации…».
Вооруженные силы СССР в это сложное время нуждалась в военных руководителях новой формации. С 1942 во главе армии встают те, кто в дальнейшем смог переломить ход войны и привести страну к победе. Определенную роль в судьбах полководцев Великой Отечественной сыграла и пьеса Александра Корнейчука. Образы своих героев драматургу выдумывать не пришлось: во время войны он служил в политуправлении Юго-Западного фронта, где имел возможность общаться с военачальниками высокого ранга.
22 театра страны практически одновременно поставили «Фронт». Эвакуированные из Москвы знаменитые театры Вахтангова, МХАТ, Малый, Ленинского комсомола представляли постановки, в которых играли такие звезды, как Константин Зубов, Михаил Царев, Николай Анненков, Алексей Дикий и др.
Сцена из спектакля "Фронт" Театра им. Евг. Вахтангова
Столичный зритель увидел «Фронт» на сцене Московского театра драмы в постановке режиссера Н.М. Горчакова и художника Б.И. Волкова. У этого театра не было большой истории, он был специально создан в самом начале войны и в 1942 году оставался единственным драматическим театром, работавшим в Москве.
Не прекращала свою деятельность и Государственная центральная театральная библиотека, как в то время называлась РГБИ. Наиболее ценные фонды были эвакуированы, из 30-ти сотрудников осталось только трое, продолжавших работу по обслуживанию режиссеров, художников, актеров, которые готовили программы для фронтовых бригад. Шло сотрудничество и с Московским театром драмы, приглашавшим на премьеры новых пьес о войне.
На фото – сцена из спектакля «Фронт»: разговор командующего фронтом генерала Горлова (народный артист РСФСР Владимир Любимов) со своим братом, директором авиазавода Мироном Горловым (народный артист РСФСР Дмитрий Орлов).
Пьеса Корнейчука была в афише театров всю войну. Но и в мирные годы, причисленная к советской классике, она оставалась в репертуаре многих коллективов – напоминая о трагической военной поре, потребовавшей от каждого человека таких трудных решений.
Фото: РГБИ