Новосибирский театр "Красный факел" показал на "Золотой маске" спектакль "Дело"
Дом Муромских. Бархатный занавес, стол со скатертью, мебель с подушечками, самовар и баранки. В первом действии режиссер Дмитрий Егоров создает традиционный костюмный театр.
"Первые 40 минут в общем, по большому счету, да, действительно, когда мы еще репетировали я очень хорошо понимал, что часть зрителей может подумать, что режиссёр болен. Ну, потому что это действительно театр без музыки, без танцев, без песен. Без спецэффектов, без аттракционов", — говорит Дмитрий Егоров.
Режиссер объясняет, этот пыльный мир уютных чаепитий — образ привычной, и такой хрупкой жизни, которая не выдерживает давления внешних обстоятельств. Петр Муромский — для актера Владимира Лемешонка — пример человека, который противостоит системе.
Владимир Лемешонок, актёр: "Человек, надеющийся на то, что правда есть. Он из этого исходит, что правда есть, что её можно найти".
Спектакль "Дело" — по тексту Сухово-Кобылина 1861 года. Одноименную пьесу создатели постановки дополнили. Сцены классического произведения чередуются с диалогами, написанными драматургом Светланой Баженовой. В этой новой линии все герои и обстоятельства взяты из пьесы.
Дмитрий Егоров: "Мы решили, что дополнительная линия в спектакле будет посвящена непосредственно самому делу. Из чего оно состоит. Потому что любое дело состоит из свидетельских показаний, и из того, чем это дело дополнялось, из каких-то людей, которые в этом участвовали. Из их следственных экспериментов. И мы решили, что имеет смысл это дело чуть-чуть расширить."
Во втором акте спектакль совершает временной скачок. Вместо портрета Николая I — современный мессенджер, в котором общаются чиновники. При этом в процессе подготовки спектакля артисты изучали реалии середины XIX века, юридические и экономические вопросы. Чтобы глубоко понимать обстоятельства пьесы. Действительный статский советник Максим Кузьмич Варравин вымогает у Муромского взятку в 30 000. Актер Константин Телегин уточняет: на нынешние деньги это около сотни миллионов рублей. Чтобы сорвать куш, Варравин готов идти по трупам. Но по законам театра актер своего персонажа оправдывает.
Константин Телегин, актёр: "Главная струна, главный нерв этого человека — в том, что он очень похож на меня, и на тебя, и на всех на нас. И каждый человек, когда у него будет возможность или перед ним встанет такой вопрос: поступиться своей совестью или нет — это очень легко может произойти с любым человеком. И со мной, и с тобой."
В финале — еще один временной скачок. Дело Муромского освещает телерепортер. Журналист работает на месте событий. Чиновники дают интервью. На вопрос, когда происходят события этого спектакля, режиссер отвечает — в России.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.