"Барышня-крестьянка" – образу русской женщины в живописи посвящена выставка в Омске
Выставка "Барышня-крестьянка" проходит в Омском музее имени Врубеля. Экспозиция, в которой более ста произведений, посвящена русским женщинам. Красавиц кисти Тропинина, Репина, Кустодиева, Брюллова рассмотрела Динара Шамец.
Красавице Авроре посвящали стихи Пушкин, Лермонтов и Баратынский. Промышленник Павел Демидов вскоре после свадьбы заказал портрет супруги знаменитому Карлу Брюллову. А эта картина знаменитым сделала Василия Тропинина. За свою "Кружевницу" он был "назначен в академики". "Спустя год, в 24-м году, он пишет авторское повторение. У этой работы на самом деле удивительная судьба. Она оказывается в имении Алексино Смоленской губернии. После национализации попадает в Третьяковскую галерею, а в 20-ые годы уже приезжает в Нижний Новгород, в последствии в город Горький и, конечно, занимает центральное место", – комментирует генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.
Тропинин создал новый тип жанрового портрета, стремясь передать радость повседневной жизни. Крестьянка на нем – тоже барышня.
Юлия Лопаткина, куратор выставки: "Художники очень долго в России не уделяли внимания крестьянской теме. И когда оглянулись туда, то увидели женщину, тоже барышню, торжествующую красотой, силой, мощью, духом, женщину-хранительницу и женщину-труженицу. Очень идеализированное представление о женщине труда".
Такой представил русскую богатыршу Николай Рерих. "Настасью Микуличну" он написал в Гималаях во время Великой Отечественной войны.
"Вот эта вот богатырша, которая противостоит разрушениям, насилию. В ладони ее мы видим три маленькие фигуры – это спасенные народы, спасенные нашей страной от уничтожения, от порабощения", – говорит главный хранитель фондов Новосибирского государственного художественного музея Всеволод Назанский.
Особый раздел выставки – юные красавицы. В XIX веке русские художники стали по-новому писать детские портреты. В первую очередь они стремились передать характер и настроение. Портрет дочери Ирины кисти Бориса Кустодиева – один из редких примеров, когда не нужно видеть глаз, чтобы понять, что на душе у героини. Ивану Макарову изображения своих чад заказывали Воронцовы и Шереметевы. А на этой картине он запечатлел собственных детей – Кузю и Марусю. Галерея образов, представленных на выставке, – доказательство того, что для искусства женская красота не делится на сословия. Главное – уловить свет души.