В Новой Третьяковке открывается выставка "Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова"
Рисунок, акварель, гравюра. В Новой Третьяковке открывается выставка "Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова". На ней – работы, которые пополнили собрание музея за последние 20 лет. О самых значимых – Анна Шустер.
Выставки поступлений графики XX века в Третьяковке не было 20 лет. За это время собрание пополнилось тремя тысячами работ. Рядом с эскизами Казимира Малевича – рисунок "Красный балтийский флот" Сергея Чухонина. Интересно, что такие изображения встречались не только на обложках журналов, но и на фарфоровой посуде. Детали ленинградского быта 20-х хранят и работы Галины Шубиной. Её героини – простые женщины, дворники, продавщицы газет.
"Это очень редкие работы, потому что Галина Шубина позже переехала в Москву и стала заниматься плакатом, от искусства графики отошла, но мы рады, что у нас эти работы есть", – отметила ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юдкевич.
Для этой экспозиции отобрали около трехсот работ. Авторы выставки хотели показать, как менялась графика: от малотиражной футуристической книги до агитации. Укрупнение масштабов, симбиоз графики и монументального искусства...
"Вот гравюра "Очередь за новостями", посвященная полету Гагарина в космос. Закомпановав что-то вроде вопросительного знака на этом листе, такую очередь изобразил Герман Черёмушкин. Здесь тоже тема, связанная с полетами в космос. "Встреча космонавтов на Ленинском проспекте" она называется, в машине едут Быковский и Терешкова", – отметила , заведующая отделом графики ХХ века Александра Струкова.
Газетные тексты часто вдохновляли художников-графиков. Юрий Космынин пошел еще дальше. Страница обличительной статьи о Пастернаке стала холстом для творчества. После событий 1958 года, когда за "Доктора Живаго" писателю была присуждена Нобелевская премия, и в советской печати началась травля поэта, художник задумал эту гравюру.
"Он хотел сказать, что это крупный поэт, значимая фигура, и, конечно, его значение перекрывает весь тот злобный шум, который когда-то был поднят вокруг его имени", – пояснила Струкова.
От исторического спора к семейной истории. Многие художники, чьи работы представлены здесь, стали последователями своих отцов и дедов.
В зале, посвященном 2000-м годам, посетителей выставки знакомят с творчеством Ивана Голицына. Эта серия называется "Тени незабытых предков". Если смотреть на портрет Варвары Голицыной, рядом можно увидеть силуэт Федора Голицына, а здесь работа, посвященная отцу и учителю художника.
Завершает выставку зал с работами Олега Кудряшова. Используя гравюры, он создавал объемные композиции. В 1974 году, считая свой талант недооцененным, художник эмигрировал в Англию, где приобрел известность, но дом есть дом, потому до конца жизни в его творчестве встречались сюжеты, в центре которых – московские окна. Заглянуть в них можно и сегодня на выставке "Век графики".