18 июня 2024, 16:16 18 июня 2024, 17:16 18 июня 2024, 18:16 18 июня 2024, 19:16 18 июня 2024, 20:16 18 июня 2024, 21:16 18 июня 2024, 22:16 18 июня 2024, 23:16 19 июня 2024, 00:16 19 июня 2024, 01:16 19 июня 2024, 02:16

Выставку, посвященную свадебной церемонии в России, представили в Эрмитаже

  • Выставку, посвященную свадебной церемонии в России, представили в Эрмитаже
  • Картинка
    Выставку, посвященную свадебной церемонии в России, представили в Эрмитаже
  • Выставку, посвященную свадебной церемонии в России, представили в Эрмитаже
В Малой церкви Зимнего дворца представлены наряды, подарки и венчальные иконы.

Выставка "Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе" открылась в Эрмитаже. В Малой церкви Зимнего дворца представлены наряды, подарки и венчальные иконы. О традициях сочетания браком аристократов и царствующих особ – Алексей Комаров.

Свадьба с давних времён считалась событием не столько семейным, сколько общественным. Это своеобразный обряд инициации, когда молодые люди меняли свой социальный статус. Весь ритуал был подчинен определённым правилам, отступить от которых не мог ни император, ни обычный крестьянин. Даже такую мелочь, как цвет платья, фрака и военного мундира, невеста или жених не могли изменить. Особенно это касалось венценосных особ. "Начиная ещё с конца 1830-х годов шилось по фасону парадно-придворного платья. Именно этим оно отличалось от обычных светских подвенечных платьев. Все наши цесаревны, великие княжны выходили именно в таких платьях замуж", – рассказала ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юлия Плотникова.

Во время помолвки жениха и невесту благословляли перед иконами Иисуса Христа и Богоматери. У императорской семьи этот ритуал проходил в Малой церкви Зимнего дворца, где и открыли выставку "Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе". В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте "женихову шкатулку" с венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, свечами, заколками и, собственно, самим венком. Ценность подарков ограничивалась только финансовыми возможностями будущего мужа. "В одном из дамских журналов жених спрашивает: "Что мне делать, моя невеста бедна. Что делать, чтобы ее не обидеть?" Ему говорят: "Сшейте платье, закажите обувь, подвенечное платье и пришлите ей в большой коробке", – добавила Юлия Плотникова.

Если семьи будущих супругов имели дворянские гербы, то на предметах приданого они изображались вместе. И назывались "марьяжными". Этот веер принадлежал Марии Федоровне. На лицевой пластине есть подпись "Минни", так звали в императорской семье жену Александра III. Посередине – гербы российской и датской короны. Важной частью таких свадеб также была и "опись приданого". Его готовили заранее и отправляли жениху в нескольких каретах или даже на корабле. В приданом обязательно должен был быть халат. "Халат, который представлен на выставке, принадлежал великому князю Александру Александровичу, цесаревичу. Именно в халатах, начиная с конца XVIII века, со времен первой свадьбы великого князя Павла Петровича, ходили женихи в первую брачную ночь к своей невесте", – пояснила Юлия Плотникова.

В России также было принято отмечать и "семейные" юбилеи. На выставке представлен перстень Николая I с инициалами детей императора. Также икона Георгия Победоносца в неоготическом стиле, которую венценосной семье подарил на серебряную свадьбу Василий Жуковский, учитель цесаревича, будущего императора Александра II.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация