Выставка "Этот день мы приближали как могли" – в Музее Музыки
В дни Отечественной музыка вела в атаку и напоминала о доме в передышках между боями. И потому совершенно справедливо название выставки – к 80-летию Победы в Музее Музыки. Экспозицию "Этот день мы приближали как могли" осмотрела Дженнет Арльт.
Выставка – как многосоставная история о том, как музыка помогала выстоять в самые страшные годы. Более 200 экспонатов, многие из которых демонстрируются впервые. Оригинал легендарной песни "Священная война". Эти ноты Александр Александров написал буквально за несколько часов. Уже 26 июня 1941 года его ансамбль исполнил песню на Белорусском вокзале. Центр экспозиции – оригинал партитуры Седьмой "Ленинградской" симфонии Шостаковича и письмо композитора с просьбой принять рукопись в музейный архив.
"Когда было официальное исполнение в Ленинграде в 1942 году, это было 9 августа в зале Ленинградской филармонии, то там играли уже по нотам переписанным. Так и продолжала рукопись находиться в Музее музыки", – вспоминает генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Бррызгалов.
Особый раздел посвящён блокаде. Дневник оперной певицы Зои Лодий с записями: "Силы на исходе, но надо петь, это наша обязанность". Рядом платье, сшитое из театральных занавесей для скрипачки Галины Бариновой для выступления в промерзшем зале.
"Помогли сотрудники филармонии. Из какой-то оконной гардины, из какой-то ткани, из панбархата чёрного сшили ей буквально за три дня платье с полудлинным рукавом, с тем, чтобы она не замерзла", – делится куратор выставки, зав. отделом документов и личных архивов Российского национального музея музыки Ольга Кузина.
Отдельная страница истории — создание нового гимна Советского Союза. В 1943 году в конкурсе участвовали 165 композиторов. Здесь представлены 15 вариантов гимна, партитуры Шостаковича, Хачатуряна, Блантера и рукопись утверждённого варианта Александрова. История песен военных лет не только в партитурах, афишах, кинофильмах и газетных заметках, но и в наушниках.
Выставки в Музее музыки всегда звучат: кроме сочинений военного времени, здесь представлены и звуки войны. Например, вот этот сигнал воздушной тревоги. В 40 годы он располагался в Александринском театре.
Целый раздел посвящён жизни консерватории в годы войны. Из 300 студентов, педагогов и сотрудников, ушедших добровольцами на фронт, 110 человек не вернулись домой. Сама консерватория продолжала работать.
"Многие из профессоров, тот же Гедике, тот же Шебалин жили прям в консерватории. У них были выделены классы, где они жили", – говорит композитор, народный артист России, профессор Московской консерватории Владислав Агафонников.
В цифровом формате выставку можно будет увидеть в разных городах России и за рубежом.