Выставка к 90-летию столичного метрополитена открылась в залах Музея Москвы
Мозаики, рельефы, скульптуры, витражи – то, что ежедневно видят пассажиры московского метро. Подземному искусству посвящена выставка к 90-летию столичного метрополитена. Это проект Музея транспорта, который представлен в залах Музея Москвы. Экспозицию осмотрел Антон Николаев.
За 90 лет, прошедшие с момента пуска первой очереди московского метрополитена, сменилось несколько стилей в архитектуре и художественном оформлении. Исторический облик многих станций, наземных вестибюлей, осветительные приборы и даже сама эмблема в виде буквы "М" остались только в воспоминаниях старожилов и архивах музеев. Именно эти материалы, включающие фотографии, макеты, элементы декоративного оформления и легли в основу экспозиции, посвященной столичной подземке.
"Эскизы, образцы различных объектов искусства из московского метрополитена они хранятся в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, но также мы находили артефакты или эскизы того же Корина в Рыбинске или Пензе", – рассказывает генеральный директор музея Москвы Анна Трапкова.
Начало строительства метро в Москве в 30-е годы совпало с эпохой неоклассики в советской архитектуре. Первые станции представляли собой подземные дворцы, декорированные дорогими материалами. К оформлению привлекались известные художники, например, Александр Дейнека, мозаики которого украшают потолки станции "Маяковская" и визуально расширяют пространство
"Нужно было создать эффект взлетающего потолка и для этого часто использовались мозаики в центре потолка, чтобы было ощущение, что над тобой небо, или осветительные приборы, и эффект. что толща земли не давит. Поэтому инженеры пытались максимально сделать тонкими колонны, с широким шагом – насколько это действительно позволял верхний грунт", – говорит старший научный сотрудник музея Москвы Ольга Казакова.
Знаменитый художник Павел Корин на станции "Комсомольская-кольцевая", открытой в 1952, создает несколько мозаик с образами святых русских воинов – Дмитрия Донского, Александра Невского, портретами Суворова, Кутузова. В хрущевское время наступает период борьбы с архитектурными излишествами, что отражается и на метро. Станция "Ленинский проспект", пущенная в 1962 году, первоначально была отделана кафельной плиткой. А это уже одна из открытых в наше время станций – "Достоевская". Ее оформление посвящено творчеству великого русского писателя.
"Надо сказать, что наше московское метро прекрасное воплощение того самого синтеза искусств – архитектура, предметы искусства, витражи, живописи, скульптура и многие другие детали, которые и придают нашему метрополитену тот самый известный облик", – делится мнением директор музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Еще один раздел выставки посвящен нереализованным архитектурным проектам московского метрополитена. Сами станции были построены, а вот альтернативные варианты решений сохранились только на бумаге. Посетители могут увидеть художественные эскизы, созданные советскими архитекторами специально для конкурсов на разработку проектов таких станций, как "Автозаводская", "Библиотека имени ленина", "Бауманская" и другие.