В музее-заповеднике "Абрамцево" открылась выставка "Русский стиль Елены Поленовой"
"Русский стиль Елены Поленовой". Выставка в музее-заповеднике "Абрамцево" посвящена 175-летию со дня рождения младшей сестры Василия Поленова. Талантливая художница была одной из первых женщин-иллюстраторов детской книги в России. Ксения Егорова подробнее.
Эти вещи появились на свет на заре отечественного промышленного дизайна. Елена Поленова – универсальный и очень трудолюбивый художник, сестра знаменитого живописца и человек, который смог преобразить саму идею прикладного искусства в России.
Творчество Елены Поленовой – это когда обыденные предметы, окружающие человека – шкафчик, стол или стул превращаются в настоящее искусство – или даже дверь – в особый, почти сказочный мир
Тут объединили две коллекции – из музеев Абрамцево и Поленово – все логично. Елена Поленова – младшая сестра художника Василия Поленова – творила в Абрамцево – это место стало ее творческой лабораторией. Работоспособность Елены Поленовой всегда отмечали и ее учителя и заказчики. В начале художественной карьеры она брала уроки живописи у Ивана Крамского, стала первой женщиной-художницей, командированной для изучения искусства керамики в Париж, а та мебель, которую она придумывала в Абрамцево, продавалась в Москве в специальном магазине, и горожане с удовольствием обставляли ей свои дома.
"Это обычный аптечный шкафчик , они открывались именно таким образом – и вся эта пластина она украшена сложным орнаментом, геометрическим в основном, замечательно выполнена ручка в виде этой птички", – объяснила заместитель директора по науке музея-заповедника "Абрамцево" Елена Митрофанова.
Елена Поленова работала также над книжными иллюстрациями. За десятилетия до появления Ивана Билибина, она придумала свой яркий, насыщенный мир и особый стиль оформления. Истории, которые рассказывала в своих книгах, собирала в небольших этнографических экспедициях вокруг Абрамцево и черпала из собственных детских воспоминаний.
"Она вспоминала, что ее бабушка, когда они ехали в Тамбовскую губернию, в их усадьбу Ольшанку, рассказывала в одном и том же месте, когда они въезжали в лес, сказку "Грибы". Война грибов. И ее детское воображение рисовало этих грибов в виде царя-гриба, в виде полковников, и она к ним относилась как к живым существам", – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника В. Д. Поленова Марина Глашкина.
В последние годы жизни – накануне XX столетия, художница выполнила множество набросков фантастических цветочных орнаментов для обрамления икон, вышивок, керамики – и предсказала собственную трагическую гибель – в этой картине, где изобразила себя в ситцевом сарафане, собирающей необыкновенные плоды, а рядом – крадущееся чудовище. Удивительно, что называние картины – "Сказка" – и похоже, Елена Поленова никогда этой волшебной истории не изменяла.