Выставка-ретроспектива Владимира Андреенкова открылась в Музее нонконформизма
Выставка-ретроспектива Владимира Андреенкова, приуроченная к 95-летию художника, открылась в Музее нонконформизма. В экспозиции представлено около 100 произведений живописи Андреенкова присущи музыкальность и ритмичность, минимализм и глубокая выразительность. Подробнее расскажет Алия Шарифуллина.
Владимир Андреенков определяет себя не как живописца, занимающегося изображением, а как конструктивиста в поиске сути вещи – в цвете, форме, ритме линий и пустот. Он закончил Суриковский институт – и вот примеры его академической живописи, – но в начале 60-х годов совершил переход от предметного к беспредметному и создал серию "Трансформации". Большое влияние на язык художника оказала дружба с Константином Мельниковым, построившего в 20-е годы здания с использованием простых, логичных и функционально оправданных конструкций. Андреенков исследует сопряжения цвета и линии, взаимодействие элементов в пространстве, какое воздействие оказывает цвет, заключенный в заданную геометрическую форму.
Надежда Брыкина, основательница Музея нонконформизма: "Постепенно художник уходит в настоящую геометрию – идут линии, вертикали".
В начале 70-х годов Андреенков ощутил потребность уйти от "изобразительности", то есть от близкой связи с натурой, которая, как ему казалось, присутствовала в его "трансформациях". Внимание художника переключилось на выявление законов организации пространства.
"В детстве, когда я ходил в художественную школу меня интересовало – мы рисуем крынки, яблочки, а папа рисует полосочки. А он говорит – это же не просто полосочка – там разное пространство, разные миры", – рассказал сын художника Владимира Андреенкова Дмитрий Андреенков.
В дальнейшем зависимость пространства от линий будет прослеживаться во всех работах Андреенкова. Его занимает поиск идеальных пропорций, что сближает творчество с музыкальной теорией. Художник задает мелодию и ритм, объединяющие композицию и цветовое решение, поэтому, если замысел воплощен успешно, картина начинает "звучать".
"Неслучайно его работы называются "Созвучия", "Гармония". Есть такое ощущение, что музыку можно смотреть, а живопись можно слушать", – отметил художник Михаил Крунов.
Высокая нота, олицетворяющая решительность, бескомпромиссность и ясность, сменяется другим настроением, вызывающим в душе художника сложные созвучия, где преобладают умиротворенность и покой. Здесь более ста работ – более ста настроений, экспериментов и поисков мастера, большая часть из которых впервые выставляется в Москве для широкой публики.