Премьера чеховской "Скучной истории" – в Театре Маяковского
Премьера чеховской "Скучной истории" – в Театре Маяковского. Режиссёр Денис Хуснияров погружает героев повести в полумистическое пространство, стирая грань между реальностью и фантазией. Яна Музыка делится впечатлениями.
Николай Степанович тайный советник, кавалер, профессор медицины говорит сам о себе: "Если бы меня спросили: что составляет теперь главную и основную черту твоего существования? Я ответил бы: бессонница". Именно так создатели спектакля обозначают жанр – бессонница.
"Когда такое промежуточное состояние между реальностью и полузабытьём, когда ты проваливаешься в сон и тут же из него выскакиваешь. И в этот промежуток, в этот зазор возникает какой-то ещё другой ты, какой-то подсознательный ты, которого ты не знаешь и не осознаешь", – говорит режиссёр Денис Хуснияров.
В театре Маяковского текст повести переосмыслили и пересобрали. Формула, которая действует в чеховских пьесах – герои не слышат друг друга – тут доведена до крайности. Вместо диалога – параллельная речь двух персонажей. Они в одной комнате – и при этом в разных измерениях. У Чехова жене главного героя отведена очень скромная роль. А вот в спектакле отношения внутри пары становятся важной темой.
"Для меня это была тема того, как два человека, которые проживают большую жизнь и могут ли они удержать какое-то чувство, и могут ли они не смотря на то, что они стареют и становятся безобразными могут ли они удержать какую-то нежность и какую-то связь", – рассказывает народная артистка РФ Евгения Симонова.
Светило медицины знает, что скоро умрет. Главное дело его жизни – наука – ему самому помочь не может. Родные кажутся ненастоящей семьёй. Перед лицом смерти он ощущает себя рабом и варваром. Михаил Филиппов давно любит повесть "Скучная история" и считает, что во всей русской литературе нет более грустной финальной фразы.
"Долгие идут размышления по поводу того, по поводу сего, потраченной напрасно жизни – не напрасно. Ах какая-то Катя там, Катя, воспитанница. А заканчивается она фразой "прощай, моё сокровище". Меня всегда поражало, то что написал это молодой человек", – делится народный артист РФ Михаил Филиппов.
Серые стены, серые стулья, серый костюм. И одна яркая вспышка.