11 декабря 2025, 09:14 11 декабря 2025, 10:14 11 декабря 2025, 11:14 11 декабря 2025, 12:14 11 декабря 2025, 13:14 11 декабря 2025, 14:14 11 декабря 2025, 15:14 11 декабря 2025, 16:14 11 декабря 2025, 17:14 11 декабря 2025, 18:14 11 декабря 2025, 19:14

В Малом зале Санкт-Петербургской консерватории зазвучал орган

  • Картинка
  • В Малом зале Санкт-Петербургской консерватории зазвучал орган
  • Картинка
    В Санкт-Петербургской консерватории зазвучал орган после реставрации
  • В Малом зале Санкт-Петербургской консерватории зазвучал орган
"Короля музыкальных инструментов" возвращают к жизни после завершения реставрации здания.

Орган в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова зазвучал спустя 11 лет молчания. "Короля музыкальных инструментов" возвращают к жизни после завершения реставрации здания. За тонкой работой настройки механизмов – наблюдала Катерина Картузова.

"Трехэтажный дом с комнатами и инженерными коммуникациями" – так Игорь Иваненко – органный мастер, называет этот уникальный инструмент. Больше 4000 труб, 56 регистров – тембров. Каждый нужно настроить перед концертом. Пока один настройщик – внутри органа – проверяет звучание, другой внизу – тянет нужную ноту. От их точности зависит голос всего инструмента.

"Здесь мы слышим биение – это периодически возникающие усиление и ослабление звука. Мы настраиваем как? Есть у нас регистр настраиваемый, и есть регистр эталонный. Мы берем один из регистров, который лучше всего держит настройку, слушаем биение, если биения нет, значит у них чистый интервал октавы", – пояснил органный мастер Игорь Иваненко.

Орган – Дрезденской фирмы Walcker – был установлен в Консерватории в конце XIX века в “зале квартетных собраний” – как его называл архитектор Владимир Николя. Механизм менялся трижды. Последний раз – в 2009. Тогда удалось спасти только исторический корпус. За оригинальным фасадом – уже новая современная конструкция. Этот орган – Олли. В XXI веке инструмент обзавелся "банком памяти". Вот так он выглядит. Благодаря ему, вместо ручного переключения регистров используют электронную систему. Это позволяет музыканту и ассистенту заранее программировать тембры.

Игорь Иваненко: "Здесь находятся электромагниты специальные большие – они передвигают эти заслонки. Раньше были просто тяги – такие палки большие, просто тянули вручную".

"Вы набираете определенное сочетание регистров и сохраняете его на комбинацию. Когда вы это сохранили – у вас автоматически меняется регистровка", – отметила ассистент-стажёр Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Мария Коронова.

Инструмент пережил несколько реконструкций и 11 лет полного молчания во время масштабной реставрации консерватории. Пока специалисты воссоздавали интерьеры – лепнину, резьбу по дереву, трехметровые панно и росписи потолка в Малом зале имени Глазунова, орган "жил" буквально в деревянном саркофаге, внутри которого с помощью обогревателей и тепловых пушек поддерживали необходимую температуру и влажность. А еще – наводили красоту.

"Была проведена, так сказать, чистка и мойка металлических труб, полировка вот этих фасадных труб, проведена работа по вводу в строй все механизмов, проверка всей воздуходувной системы, потому что, для того, чтобы трубы звучали, в них должен подаваться воздух. Есть мотор, мехи, каналы воздушные", – рассказал зав. кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсаков Даниэль Зарецкий.

Добились и особого акустического эффекта в Малом зале. По сути, здесь двойные стены. Парадные из еловых досок удалены от настоящих каменных на 15 сантиметров. Это дает чистейший звук. Сейчас, говорят специалисты, осталось сделать генеральную настройку органа и наладить климат в зале – тогда голос этого уникального инструмента зазвучит в полную мощь.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация