Звездные имена от Леонида Варебруса Александр Володин
Приятно, что свои слова о драматурге успела сказать актриса театра «Современник» Лилия Толмачева: Тамара в первых «Пяти вечерах» и Надя в «Старшей сестре» театра «Современник»…Ушла, в августе будет год как мы без нее, Лилии Михайловны… И еще…После очередного и удивительно пронзительного, многолетнего, десятого по счёту володинского фестиваля «Пять вечеров», театрального, в родном Санкт-Петербурге - еще параллели. Словно «пахнуло», и не иначе, далеким прошлым, когда Володина …травили и не замечали. И вот, кинорежиссер Александр Митта, только что завершивший на действительно народные деньги фильм о Марке Шагале и Малевиче и «его» Володин: «Нас времена всё били, били…»
Не менее грустную историю, от друга Володина, главного редактора «Петербургского театрального журнала» и «УДИВИТЕЛЬНОГО ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ» В ИЗДАНИИ И СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКОВ «О ВОЛОДИНЕ. ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ» - Марины Дмитревской, я услышал только однажды, когда познакомились, о том как обошлись, после смерти Володина - с его письмами от почитателей, грамотами, фотографиями, которые оказались в помойке…Во дворе володинского дома на Большой Пушкарской, 44. Новые хозяева не оставили памяти о Володине, а вот друзья спасли…входную дверь квартиры 28. Дверь, ставшую одним из символов «володинского фестиваля». Как и паломничество, по-другому не скажешь, в преддверии каждого последнего спектакля, в Комарово. Там он похоронен. Рядом с Анной Ахматовой, Верой Инбер, Дмитрием Лихачёвым. И обязательные банка с бычками, и стакан водки на импровизированном «снежном» столе рядом с могильным холмиком. Среди стародавних елей и сосен… А организовала уникальные театральные володинские показы арт-директор фестиваля «Пяти вечеров»… Марина Дмитревская. Удивительна, кстати, «традиция» её «переговоров» с Володиным, это после тринадцати-то лет, как нет с нами Александра Моисеевича. Началось всё с подаренной ей Володиным книжки его стихов: открываешь страницу и… «вслепую» ищешь какую-нибудь строчку. Однажды, в ответ на такое «гадание» Александр Моисеевич, незадолго до своей смерти заметил, что мол, ничего путного у тебя, Марина, с такими стихами, как у меня, получиться не может…А получилось и получается. Как? Слушайте наш эфир! И вот, следующий «штришок»: володинский фестиваль стал не нужен Петербургу, точнее, местным чиновникам «от культуры»…К этому вернемся. Ну, а друзьям-актерам, нам, зрителям и тем, кто когда-то ставил пьесы драматурга на московских сценах, без Володина не обойтись и сегодня. В 110-й год Александра Моисеевича, будем говорить только о нём…
Володин родился в феврале 1919-го, а не стало драматурга и поэта, да, именно так, в декабре 2001 года. Но он остался в рассказах и воспоминаниях друзей, в старых фильмах, в спектаклях, в новых уже постановках по его пьесам, названия которых известны пусть не всем, но очень многим, и не уходят с театральных подмостков – «Дульсинея Тобосская», «Осенний марафон», «Старшая сестра», С любимыми не расставайтесь», «Звонят, откройте дверь!», да «Пять вечеров», наконец! И пьеса, и фильм…. А еще, уже в Москве, мы собрали володинских друзей, которым он доверял, которых любил. Не все согласились вспомнить Володина. Другая отдельная и опять же странная история. Но у нас о Володине будет говорить Олег Табаков. И о непременных звонках, где бы не находился, Володину в день его рождения. А кинорежиссер Александр Митта, снявший, кстати, еще в 1965-м, свой фильм «Звонят, откройте дверь» с Еленой Прокловой, Роланом Быковым, Сергеем Никоненко, Ией Савиной, Олегом Ефремовым, решится читать володинские стихи:
А что природа делает без нас?
Кому тогда блистает снежный наст?
Кого пугает оголтелый гром?
Кого кромешно угнетает туча?
Зачем воде качать пустой паром
и падать для чего звезде падучей?..
Ни для кого? На всякий случай?..
…И Сергей Арцибашев вдруг вспомнит, как в 90-е, Володин, приехав в Москву в очередной раз, в ответ на его просьбу разрешить постановку «Пяти вечеров», заметил: «Да ведь старая уже пьеса. Другим нет, тебе – разрешаю!» А потом, остался еще на нашумевшую тогда в Москве постановку «Женитьбы» по Н.Гоголю, спектаклю, выдвинутому сразу же на государственную премию. Поразился и на следующий день, в Кремле, когда получал свою премию, к недоумению других приглашенных гостей говорил не о благодарности властям, как остальные, а только о работе Арцибашева. Вырезали, И по телевизору показали Володина «без слов». И тот возмущался, звонил Сергею, извинялся: но ведь я же говорил, говорил.. А на меня шикали и недоумевали…
Это была не первая и не последняя тогда «обида» Володина, которого часто «травили» , пьесы которого и редактировали, и запрещали и замалчивали…А началась эта давняя их дружба в 70-е, когда студенты ГИТИСа, ныне это Академия театрального искусства, Сергей Арцибашев и Нина Красильникова сделали спектакль-монолог по маленькой новелле Володина «Женщина и дети», переросшем потом в знаменитый спектакль у Юрия Любимова «Надежды маленький оркестр»…
Много чего вспомним, не пропустите!