Звездные имена от Леонида Варебруса Андрей Климентов из Воронежа, ставший писателем Платоновым

7 августа 2016, 17:30

 Авторская программа Леонида Варебруса из цикла «Звездные имена» - со штрихами к биографии писателя, про которого, после опубликованной в 1931 году в журнале «Красная новь» повести «Усомнившийся Макар»,  Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». Сегодня в Воронеже проходит ежегодный платоновский театральный фестиваль, его имя носит одна из улиц города, а за первенство в признании «своим» Андрея Платонова «борются» и Москва и Воронеж. А в столице два «воронежских сидельца» - ссыльный О. Мандельштам и уехавший из Воронежа Платонов «живут» на одной стене дома на Тверском бульваре…

   В программе вы узнаете малоизвестные факты биографии подёнщика, помощника машиниста локомобиля, литейщика, а после октябрьского переворота 1917 года фронтового корреспондента, стрелка части особого назначения, председателя губернской комиссии по гидрофикации и инженера-мелиоратора в Воронеже Андрея Климентова, одновременно поэта и публициста, в 20-е годы взявшего псевдоним Платонов (по имени отца, паровозного машиниста Платона Климентова).

   Это сегодня, воронежский люд гордится земляком, автором знаменитых уже романа «Чевенгур» и повести «Котлован», десятки раз поставленных на разных сценах  и именем которого в Воронеже названы не только улица, литературная премия, но и театральный фестиваль, ставший международным…А в годы становления писателя, уже после службы в красной армии, корреспондентской и инженерной работы, почти сразу же после первых литературных опытов ставшего опальным, не рискнувших за него заступиться… С памятником Платонову на главной воронежской улице, рядом с улицей его же имени и еще сквером, библиотекой и гимназией – понятно, родина, с литературной премией имени Платонова, кажется, тоже, а вот с международным театральным фестивалем, естественно, платоновским и с литературным наследием писателя всё сложнее. Как и с удивительными спектаклями в местном камерном театре по сложнейшим для постановок пьесам Андрея Платоновича. С этим и будем разбираться в литературном музее имени поэта И.Никитина, на любопытной и емкой арт-экспозиции, созданной петербургском художником Эмилем Капелюшем…С книгами, подаренными музею семьей писателя с автографами Марии Александровны Платоновой, его рукописными страницами некоторых рассказов, исторической печатной машинкой и конечно, с уникальными фотографиями, рассматривать которые мы будем с куратором выставки Ольгой Дворядкиной, а еще говорить о воронежских страницах из жизни Андрея Платонова с директором театрального фестиваля и главным режиссером камерного театра Михаилом Бычковым, исследователями Олегом Ласунским и Галиной Умывакиной. В своей недавней статье  в журнале «Воронежский телеграфъ» именно она рассказала и о новых «страницах» в платоновском творчестве. Новых для нас, читателей. Да, вот, о совсем недавнем прошлом, в1968 году, когда никто в Воронеже еще не решился устроить ни платоновскую конференцию, ни выпустить сборник литературоведческих статей о его творчестве. Это все равно случится, но спустя годы, а тогда: «Глухое сопротивление ощущалось в аудиториях, коридорах, кабинетах факультета, напряженной была и атмосфера на кафедре советской литературы, в суждениях некоторых преподавателей высказывались нескрываемое раздражение и неприятие»…Вот вам и Воронежский университет тех лет!

 И об этом поговорим, как и о первых же и вовсе не литературных рецензиях на творческий поиск Платонова в первые десятилетия советской власти, талантливо сумевшего «открыть» для массового читателя многие странности тогдашней жизни. Да, вот, пример. За три года, с 1927 по 1930-й, Платонов создаёт свои самые значительные произведения — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Люди труда, крестьяне, обустройство нового быта, ставшего маразмом, это тут. Новаторские по языку и содержанию, и «Котлован» и «Чевенгур» написаны «в духе мрачной абсурдистской сатиры с пародией на антиутопический мир Советского Союза времён НЭПа и коллективизации». Нынешние видение, а тогда…Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя. Более того, и на его беду, у объявился неожиданный рецензент, против которого никто в стране не посмел сказать НИЧЕГО.  Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Усомнившийся Макар»,  Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». И это стало первым приговором. Общественным. Настоящий получит Платон, сын писателя. А сами книги  Андрея Платонова будут запрещены. И так будет повторяться не раз и не два. Находясь в печали и глубокой депрессии, Андрей Платонович публикует еще один рассказ -  «Впрок», который вызвал резкую критику и главного писателя СССР А.Фадеева и, конечно, Иосифа  Сталина, который даже отправил в  редакцию журнала «Красная новь» письмо, охарактеризовав произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». И потребовав наказать автора и издателей…

   В общем, читайте и смотрите Платонова сами. Наша передача, лишь один из поводов для этого. Как и последний спектакль в Воронеже по его пьесе «14 красных избушек». Почти Оруэлл, только 30х годов еще прошлого века!  Писателя, прожившего в советском «раю» всего 52 года, 1 сентября 2014 года исполнилось 115 лет… Утопия продолжается! Кстати, опальный Иосиф Бродский, которому сегодня тоже ставят памятники, называют его именем улицы и фестивали,  в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой и даёт такую вот «справку»:

    - Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет. По образованию инженер-мелиоратор (Платонов несколько лет работал на разных ирригационных проектах), он начал писать довольно рано, в двадцать с чем-то лет, то есть в двадцатые годы нашего века. Он участвовал в гражданской войне, работал в разных газетах и, хотя печатали его неохотно, в тридцатые годы приобрёл известность. Потом по обвинению в антисоветском заговоре был арестован его сын, потом появились первые признаки официального остракизма, потом началась Вторая мировая война, во время которой Платонов служил в армии, работая в военной газете. После войны его вынудили замолчать; его рассказ, напечатанный в 1946 году, послужил поводом для разгромной статьи на целую полосу «Литературной газеты», написанной ведущим критиком, и это был конец. После этого ему разрешали только изредка делать что-нибудь в качестве внештатного анонимного литературного сотрудника, например — редактировать какие-нибудь сказки для детей. Больше ничего. Но к этому времени у него обострился туберкулёз, так что он всё равно делать, в общем, почти ничего не мог. Он, его жена и дочь жили на зарплату жены, работавшей редактором; он иногда подрабатывал в качестве дворника или рабочего сцены в театре неподалёку…

Звездные имена от Леонида Варебруса. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация