Картинка

Звездные имена от Леонида Варебруса Галина Вишневская

2 апреля 2016, 18:10

Авторская программа Леонида Варебруса  о творчестве и жизни великой оперной певицы,  ко дню  90-летию со дня рожденияизгнанной из страны, лишенной гражданства, вернувшейся, все пережив и снова блиставшей на сцене, создавшей собственный центр оперного пения и сделавшей служение людям одной из целей бытия…

    Вишневская всегда была  собой. Играла и пела на сцене, в жизни помогала людям и любила своего мужа, Мстислава Ростроповича. Не было компромиссов, если что-то решала, доводила до конца. Прочитайте ее книгу «Галина. История жизни», первую, изданную еще в Париже, в 1985-и и многое поймете. Мы с вами увидим Галину Павловну какой увидим, какой помнят ее современники, люди, работавшие с ней, видевшие ее спектакли, и не только оперные. Вернувшись, прямо в аэропорту объявила: «Я вернулась с открытой душой, я хочу помочь, помочь артистам моего поколения, которые пели со мной, все – певцам!» И снова благотворительный фонд, снова сцена и это удивительное «я вернулась с открытой душой»…

А давно ли вся страна читала другие слова, не ее: «Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета ССС постановили на основании статьи 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года…лишить гражданства Ростроповича и Вишневскую»

   За последние два месяца, что Вишневская оставалась в Москве до отъезда в «творческую командировку за границу сроком на два года, -такова была первоначальная официальная версия, - ей не раз приходилось слышать в трансляциях из Большого театра свои арии, но среди исполнителей её фамилия больше не упоминалась.

   Вишневская, однажды став по воле властей «человеком мира», провела детство в Кронштадте, крепости на Финском заливе под Санкт-Петербургом, потом ее домом стали Москва… и Большой театр. Позже – Париж и сцены лучших оперных театров мира. О творчестве и жизни мы будем рассказывать сегодня…Без всякой хронологии. Просто о Вишневской…А книгу «Галина. История жизни» читать вместе с народной артисткой России Антониной Кузнецовой. Издательство «Ля пресс либр» и «Континент», Париж, 1985 год. А впервые книга вышла в Америке, на английском языке, в 1984-м. В России ее напечатают только в 91-м…Будет блокада и гордость за полученную в 15 лет медаль «За оборону Ленинграда», и театр оперетты и после переезда в Москву, работа в Большом театре…И удивительное бракосочетание с Ростроповичем, фамилию которого никак не могла произнести служительница ЗАГСа. А ней, Вишневской: «Ах, Галина Павловна, как вы чудно поете, нельзя ли попасть на ваш следующий спектакль? Значит, пишем: супруги….»

    Наша съемочная группа Российского телевидения встречала Вишневскую в Шереметьево, когда они с Мстиславом Ростроповичем после изгнания вернулись в Москву и в Большом Вишневской вручили ей тогда … служебное удостоверение.

Но скромное, «Простите, Галина Павловна» уже не требовалось. Потом была неожиданная встреча в Макарьевском монастыре под Нижним Новгородом. И пресс-конференция в самом городе…К нижегородцам Вишневская и Ростропович приехали, чтобы передать оборудование для детского медицинского центра…Благотворительный фонд «Вишневской-Ростроповича» работает в Нижнем Новгороде и сегодня…А еще были  Петербург, десятки других городов, И ИХ с Мстиславом Ростроповичем благотворительные акции.  Срочный приезд Ростроповича в 91-м в Белый дом, акция поддержки Вишневской жертв Норд-Оста и многое, многое другое.

 Но главным и НАВСЕГДА оставался для Вишневской ТЕАТР. Не какой-то конкретный. ПРОСТО ТЕАТР. И не важно в каком городе это было…Это Вишневская о себе: «Я – ХАМЕЛЕОН, КАК СКАЗАЛ БОРИС ПОКРОВСКИЙ. Я МОГУ ПЕРЕРОДИТЬСЯ ВО ЧТО УГОДНО. Я ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ВСЕ ЖАНРЫ, И МНЕ БЫЛО НЕ ТРУДНО».

   Штришок к жизни Вишневской. Дома у коллеги Николая Сванидзе много лет висит скромная афиша Римской оперы. «Леди Макбет» Дмитрия Шостаковичв.Сезон-2001-2002 годов. Это проект Ростроповича, а Вишневская, как всегда рядом…Катерина – Светлана Добронравова, Сергей – Олег Видеман. Дирижер Мстислав Ростропович… А еще были  в 2000-м, Неаполь и  Театр Сан–Карло; в 2001, Мюнхен в Германии и  Дижон во Франции , в Аргентине  Театр Колон, в Буэнос-Айресе…

   Вишневская работала с оперными певцами, собирала художественные коллекции, Ростропович дирижировал и давал огромные концерты, выкупил и безвозмездно передал для публикации в России большую часть дневников императрицы Марии Федоровны, датской принцессы Марии-Софии_Фредерики-Дагмар и супруги императора Александра Третьего, много чего было и вместе они организовывали гастроли и конкурсы для российских и не только российских солистов. А в Москве, не говоря уже о ее ролях в новом российском кино, Вишневская согласилась, нет, решилась на удивительный дебют в Московском художественном театре имени Антона Павловича Чехова, сыграв  Екатерину Вторую в спектакле «За зеркалом» по пьесе «Императрица», став партнером другом дебютанту, выпускнику мхатовской школы-студии Сергею Шнынёву, Сашеньке Ланскому…в 1993-м. Об этой работе он и расскажет в нашем эфире. И в Москве, в Новокосино есть школа-театр «Вишневская», теперь уже колледж музыкально-театрального искусства и театр Галины Вишневской, а на Пречистинке, современный совсем центр оперного искусства Галины Вишневской. К сожалению, уже без Галины Павловны, но осталась  благодарность миллионов зрителей по всему миру… И ЕЕ СЦЕНА…Но и ненависть недругов, и зависть – тоже. Это из нашего эфира, Галина Вишневская, когда была гостем редакции:  

 «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТАВИТЬ СЕБЕ В ЖИЗНИ ЦЕЛИ САМЫЕ ВЫСОКИЕ И ЗНАТЬ, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ В ЖИЗНИ, ОСОСБЕННО ИМЕЯ ТАЛАНТ». НАДО ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЦЕЛИКОМ ЭТОМУ. СМОТРИТ НА МОЛОДЫХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СЕБЯ, ВСПОМИНАЯ СЕБЯ В ИХ ВОЗРАСТЕ».

Звездные имена от Леонида Варебруса. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация