Картинка

Специальный репортаж Леонида Варебруса Меж графских развалин

28 июля 2015, 20:10

Специальный репортаж Леонида Варебруса из старинной усадьбы Строгановых в Волышово под Псковом, заброшенной и полуразрушенной, где все равно работает конный завод и живут люди…

Несуразности начинаются тут прямо с дорожных указателей и ошибок на них, хотя бы в фамилии прежних владельцев усадьбы графов СтрогАновых, а не СтрогОновых, как на трассе. Дальше, якобы английская транскрипция слова «веков». Было бы,«сentury», понятно, но уж никак не «vv», как сейчас… С ошибками и «дорожное» название этого псковского «населенного пункта», куда сворачиваем мы с вами. С одного конца трассы – табличка «ВолышОво», с другого – «ВолышЕво». Впрочем, после всего, что встретили по пути, это уже не существенно.

   Приезжавший сюда несколько лет назад  «с рабочим визитом» местный губернатор, видимо, чтобы все-таки попробовать спасти эту усадьбу, внесенную в «Красную книгу» Псковской области, так и не переломил ситуацию…Итог сегодня печален. У прежних владельцев имение конфисковали…Спустя десятилетия, в 90-х годах прошлого века, мечтавшие сделать ремонт за свой счет потомки первых хозяев – Васильчиковых, брать усадебный дом в аренду НЕ ЗАХОТЕЛИ. Дорого, мол, не потянуть даже всем родом…Лет на 40 бы раньше… Сделка так и не состоялась. А другие хозяева тут – сначала институт, затем техникум, а потом и школа,  тоже «не прижились».  Хотя в самой усадьбе, точнее, на части её, до сих пор работает конный завод, уместившийся в старинных еще конюшнях и строениях, и хоть как-то поддерживая лишь некоторые из зданий. Это несколько конюшен с манежем, псарня, где сейчас живут сотрудники, скотный двор и прежняя еще контора, до сих пор сохранившая свой дореволюционный статус. Так что, отдельное спасибо сотрудникам существующего среди увиденных развалин конного завода – не все еще рухнуло благодаря именно их усилиям. О главном доме, сооруженном в смешанном стиле, классицизма и барокко архитектором Михаилом Макаровым и перестроенном в 1860-м Карлом Шмидтом, церкви Всемилостивого Спаса, ветлечебнице и большей части остальных построек речи уже нет. Повезло разве что грифонам, украшавшим когда-то главный вход, но они теперь «прописаны» в соседнем городке Порхове и давно «охраняют»  двери местного отделения полиции. Счастье, что не успели отправить на свалку…

   И еще о прошлом, в одном из альбомов читаем: «Внутренняя отделка дома изумляла своим богатством и красотой: двери из мореного дуба, мраморная лестница, лепнина на стенах и потолках, паркет из редких пород дерева. Вокруг господского дома раскинулся обширный парк, где произрастало более 200 видов древесных пород».

   Как живется тут местному люду, услышите, и про ощущения тоже, особенно, если каждый день волей-неволей ходишь среди развалин когда-то великолепного и процветавшего загородного имения, купленного Александром Сергеевичем Строгановым у семейства Васильчиковых и первоначально деревянного, а затем, уже при Сергее Александровиче Строганове, напомним, перестроенного петербургским архитектором Карлом Шмидтом  уже в камне. Конечно, среди тотальной разрухи, есть в имении и современные дома. Но, частные. И даже целая пасека с медом «от графских развалин»… Другое дело, именно ощущения…Остальные подробности, кому будет интересно, читайте в воспоминаниях псковского краеведа Галины Проскуряковой «Волышовская старина», изданных шесть лет назад. Она родилась в Волышово в 1903 году. В селе, известном  с 1498 года, где первыми жителями судя по сохранившимся документам, были  Семен Беспятых и три его сына, а название, оказывается «пришло» от другого псковича по прозвищу «Валыш»… К 1539 году поместье поделили, а деревню Волышово «записали» за помещиками Хлусовыми, где было три крестьянских двора с 25 десятинами земли, и один беспашенный.  В XVIII веке поместьем уже владели Овцыны, а затем оно перешло к генералу Д.В.Васильчикову. И лишь потом имение, ставшее «дачей Строгановых», в последние годы использовавшееся для зимней охоты, перешло к  Александру Сергеевичу Строганову, мужу Татьяны Дмитриевны Васильчиковой…Дальше по списку… Продолжения, судя по всему, тут уже не случится! Ведь если в самом центре столицы, в Москве  до сих пор можно встретиь архитектурные «запустения», то уж в провинции, тем более. Проще, видимо, бороться с жителями за новое, церковное в том числе, строительство, чем спасать архитектурные шедевры нашего прошлого!

Специальный репортаж Леонида Варебруса. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация