Персона грата О защите христиан, вечных ценностях и цивилизационных вызовах
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Будь то люди верующие, атеисты или агностики, всем, наверное, известно, 12 февраля на Кубе состоялась первая в истории встреча Святейшего Патриарха Иосковского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Информации и комментариев по поводу этой встречи предостаточно, причём в изданиях самого разного толка. Человеку, не сведущему в теологических тонкостях, а уж тем более от религии далёкому непросто во всём этом разобраться.
Православный публицист Сергей Худиев - желанная персона в студии "Радио России".
Давайте начнём с того, что побудило православных и католиков сделать такой шаг друг к другу навстречу? До момента встречи были люди, которые в этот шаг не верили. Вы накануне встречи писали, что она даст возможность привлечь внимание к тем, чей голос неслышен, что на наших глазах уничтожается ближневосточное христианство. Именно в этом главная причина?
С. Худиев: Да, прежде всего, потому что сейчас на Ближнем Востоке происходит катастрофа, происходит геноцид. Христиане и езиды подвергаются масштабным преследованиям со стороны экстремистов, которые преследуют тех, кто не они, в том числе и тех мусульман, которые не соответствуют их представлениям о правильном. Необходимо то, что в современном мире называется лоббированием, то есть продвижением интересов этих страдающих христиан, на которых мир в общем-то не склонен сам по себе обращать внимание. Кто-то должен это внимание привлечь. Это первая причина, по которой встреча состоялась.
Надо сказать, что ситуация в мире крайне напряжённая. Существует напряжённость между Западом и Россией, существует напряжённость в том же Ближневосточном регионе между разными странами с разными интересами, существует опасность большой войны, и церковь имеет миротворческое призвание от Господа, она имеет такую обязанность поддерживать мир. Очень важно, чтоб могли встретиться и обсудить это представители таких крупнейших церквей.
Почему было так много сомнений по поводу того, что такая встреча вообще возможна? Почему те противоречия, которые существуют между католиками и православными столь существенны, что их нельзя преодолеть?
С. Худиев: С одной стороны, у нас есть общая вера первого тысячелетия до раскола, есть общие святые, общие вселенские соборы. Массив общего у нас неизмеримо больше. Однако накопились за эту тысячу лет достаточно серьёзные богословские разномыслия. Богословие – это та область, в которой сложно идти на какие-то подвижки и компромиссы, потому что люди высказывают опасения, что если сдвинуть одно, то может всё посыпаться. Поэтому при том, что мы осознаём, что верим в единого Спасителя, сохраняются эти богословские различия. Но эти различия не являются препятствием для сотрудничества в деле поддержания мира, в деле защиты гонимых христиан.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.