Персона грата Престиж профессии: от кого нужно защищать самих адвокатов?
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Профессия накладывает на человека свой особый отпечаток, любая профессия, неважно пекаря, трубочиста или, например, журналиста. Так вот, если мы посмотрим на адвокатов, то они в подавляющем большинстве выглядят интеллигентно, одеты элегантно, держатся очень независимо. Настолько независимо, что могут показаться надуманными их сетования на то, что реальной независимости в работе им не хватает.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Генри Резник - желанная персона в студии "Радио России".
Дополнительные законодательные гарантии независимости адвокатов обсуждались на специальном заседании Совета при президенте по развитию гражданского обществ и правам человека. С одной стороны, это радует, поскольку адвокатов держат за людей. А если говорить серьёзно, то разговоры о вашей независимости идут который год, а теперь получается, что независимости не хватает, да ещё её надо как-то законодательно подкрепить. Почему такая дистанция между разговорами и делом?
Г. Резник: У нас такое дурное наследование. Потому что при советской власти к адвокатам относились с недоверием, если не с подозрением. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, который был у нас в 2002 году принят – закон не просто хороший, а очень хороший. Но Уголовно-процессуальный кодекс явился предметом компромисса. В Конституции закреплён принцип состязательности, по которому мы противостоим стороне обвинения. Что такое сторона обвинения? Это Левиафан, это государство со всеми своими мощными службами, это следствие, прокуратура. Это суд, у которого есть некий обвинительный крен, который унаследован с советских времён.
Считается, что полностью уравнивать стороны обвинения и защиты, значит наносить вред борьбе с преступностью. Не первый год идёт разговор о том, чтобы воспрепятствовать незаконным обыскам адвокатских досье, чтобы адвокатов не стремились превращать в свидетелей обвинения, вышибая таким образом из дела.
Если говорить о частностях, то можно сказать об адвокатском запросе. Будучи обрубленными в этом, мы не можем оказывать помощь нашим доверителям. Поэтому сейчас ситуация такая: право имеешь, но не можешь. Наши славные органы игнорируют адвокатские запросы. Что это такое? Это получение нужной справки, документа, необходимой информации. Речь идёт о том, что это же не адвокатам надо, это надо нашим доверителям, а они – наши граждане. Поэтому ограничение прав адвокатов – это нарушение прав граждан.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.