Персона грата О развитии детско-юношеского спорта, допинговых скандалах и рынке спортивного питания
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Все мы знаем, насколько активно, а порою даже агрессивно продвигают на рынке свой товар производители спортивного питания, средств для похудения и разнообразных витаминных и биологически активных добавок. Денег все эти чудо-препараты стоят немалых, польза от них часто сомнительна, а порою бывает и так, что ощутимый урон потребители БАДов могут нанести не только семейному бюджету, но и собственному здоровью.
Гостья программы – замечательная легкоатлетка, олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира, Европы и России, а ныне сенатор, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Романовна Лебедева, желанная персона в нашей студии.
О БАДах и добавках мы чуть позже и подробнее поговорим. А пока не менее интересная тема для всех, кому важно своё здоровье поддерживать и долго жить. Не так давно ваш Комитет по социальной политике одобрил изменения в федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации. В чём суть поправок и почему они потребовались в этот закон? Зачем их вносили?
Т. Лебедева: За последние два месяца у нас было несколько поправок. Последняя касалась именно формулировки, что такое детско-юношеский спорт. Потому что, не секрет, многие детские спортивные школы были под минобразования и считались школами дополнительного образования. Данной поправкой мы провели чёткую грань, что есть школы дополнительного образования (это могут быть музыкальные школы, художественные школы, кружки и секции при школах) и что есть детские спортивные школы (ДЮСШ, СДЮСШОР), которые подразделяют именно детский и юношеский спорт и которые занимаются именно спортивной подготовкой. То есть, в поправке конкретно прописано, что детские спортивные школы готовят спортсменов до 18 лет, которые в них целенаправленно тренируются, а также чётко даётся определение: это дополнительное образование или это другое образование. Потому что было много коллизий, что даже Конституционный суд РФ, в конце концов, рекомендовал уточнить понятие, что такое детско-юношеский спорт.
Хорошо. А вот не приведёт ли данная поправка к тому, что простому юноше, девушке, ребёнку, которые хотят заниматься спортом, попасть в эту школу будет невозможно? Потому что брать туда будут только самых спортивных и талантливых, ибо это уже спортивная подготовка. Раньше это было дополнительное образование, любой мог прийти и позаниматься там, стараясь проявить себя. А сейчас там будут ковать будущих чемпионов, и простым пацанам с девчонками туда будет не попасть?
Т. Лебедева: Такой опасности совершенно нет, хотя (сделаю маленькое отступление) сейчас активно разрабатывается так называемый "паспорт родителей". То есть, когда ребёнок рождается, его родителям будет выдаваться определённый сертификат дополнительного образования. И они могут с этим сертификатом пойти с ребёнком или в музыкальную школу, или в какие-то кружки, в том числе спортивной направленности, и бесплатно там заниматься. В сертификате будет указана определённая сумма на год. Она будет to` дополнительно рассмотрена.
Государство будет финансировать это?
Т. Лебедева: Да. Но именно детские спортивные школы всегда были бесплатными. Другой вопрос, когда это касается выезда на соревнования. Здесь уже большую часть денег платят родители. Или вопрос дополнительной экипировки, потому что не все школы её могут позволить себе. Конечно, если у них есть свой внебюджетный источник, они стараются вкладывать внебюджетные средства в детей, в том числе и в развитие талантливых детей из семей с низким социальным статусом, родители которых не могут себе позволить помогать своим занимающимся детям. То есть, один из ключевых вопросов – чтобы спортивные школы были бесплатными.
Другой вопрос, есть виды спорта, например, спортивная гимнастика или фигурное катание, где можно с пяти лет заниматься. А если детей приводят в эти вида спорта в четыре года, то по стандартам таких детей нельзя тренировать. Поэтому создают спортивную секцию, которая является платной. Иначе по закону просто нельзя. Тем не менее, все спортивные школы все равно бесплатные. Вопрос оплаты касается, как было уже сказано, только выезда на соревнования и дополнительной экипировки. Если это не частная спортивная школа, а государственная, то, конечно, она бесплатная.
А частных спортивных школ много в России?
Т. Лебедева: У нас есть много видов спорта, особенно это касается единоборств, которые пользуются популярностью. И, как правило, многие спортсмены, которые сами являются выпускниками спортивных школ, организуют секции, берут какие-то помещения в аренду, то есть они вкладываются.
Это каратэ, айкидо и прочие виды?
Т. Лебедева: Да. И, конечно, понятно, что им нужно как-то зарабатывать. Если на это есть спрос, то почему бы нет. Это считается тоже неплохой альтернативой.
Как обстоят дела с вашим видом спорта, с лёгкой атлетикой?
Т. Лебедева: Вообще в общеобразовательных школах лёгкая атлетика по-прежнему входит в программу. Хотя вот гимнастику уже практически вывели из программы. Раньше во всех школах всегда было гимнастическое оборудование: брусья, канаты, кони, козлы. И занятия на них считались обязательными. Всегда в классе надсмехались над теми учениками, которые не могли перепрыгнуть через козла. Поэтому печально то, что сейчас в школах происходит. Гимнастика, как и лёгкая атлетика, является одной из основных спортивных дисциплин. Лёгкая атлетика – это бег, прыжки. Она закладывает базу для занятия всеми другими видами спорта. Не важно, каким видом спорта молодой человек будет заниматься, теми же игровыми видами спорта, я считаю, что лёгкая атлетика даёт ему фундаментальную базу общефизической подготовки.
Лёгкая атлетика пока в школе осталась?
Т. Лебедева: Да, она осталась. Другой вопрос, как её там преподают, насколько качественно. Часто мы видим, что детей сразу отправляют бежать кросс, и они начинают из-за этого ненавидеть лёгкую атлетику, становятся её непоклонниками. Поэтому всё здесь зависит от преподавателя, учителя, как он её преподнесёт. Например, в игровой форме. Урок можно провести так интересно, что ты полюбишь лёгкую атлетику, пойдёшь и запишешься ещё дополнительно в спортивную школу.
Ну, лёгкая атлетика, кстати, не требует особых затрат на экипировку?
Т. Лебедева: Да. В этом, конечно, её плюс. Можно бегать на пустыре, заниматься лёгкой атлетикой в парке. Мы тоже большую часть времени занятий в юношестве, когда не было хороших стадионов, проводили на открытом воздухе. Даже зимой на улице тренировались, бегали по снегу. Это была хорошая закалка. А вообще в этом и заключается доступность лёгкой атлетики. Синтетическое покрытие может потребоваться только, когда ты уже вырос до кандидата в мастера спорта. А до этого любой может тренироваться в обычных условиях – в парке, лесу и так далее. Экипировка в лёгкой атлетике тоже самая элементарная. И спецобувь тоже потребуется только тогда, когда ты уже достигнешь какого-то определённого уровня мастерства.
Что изменилось с тех времён, когда вы начинали заниматься лёгкой атлетикой, сегодня? Если не деньги, что останавливает родителей и что останавливает детей? Почему они не идут заниматься спортом так активно, как раньше?
Т. Лебедева: Я не скажу, что они не идут. Просто сейчас много новых видов спорта, которые стали очень популярными. И сегодня даже больше родители, чем дети, хотят, чтобы их чада занимались лёгкой атлетикой. Мы в основном сами приходили в секции и записывались. Кто-то один из класса записался, позанимался немного, приходил и показывал, что он уже может делать, и мы все шли тоже записываться. А родители в наше время играли практические лишь косвенную роль в этом деле.
Сейчас, конечно, больше родители видят и понимают, что спорт – это тоже успех, это карьера. Не секрет, что в спорте сегодня человек может зарабатывать приличные деньги, особенно в игровых видах спорта. Поэтому, как правило, родители приводят своих детей в секции, посвящают свою жизнь ребёнку, чтобы тот занимался. Родители хотят видеть его спортсменом, показывающим высокие результаты. Конечно, свою роль играет и то, насколько сам ребёнок готов к этому. И надо, чтобы не было конфликта интересов ребёнка и родителей. Потому что в определённый период, когда родители уже хотят видеть результаты, а у ребёнка их нет, у него происходит психологический надлом.
И тут многое зависит от родителей. Насколько они поймут, что не все дети рождены, чтобы побеждать. Может быть, у их ребёнка нет нужного для спорта характера. Может быть, не сложились как-то обстоятельства. Всё-таки в занятиях спортом большую роль играют и педагог, и окружение, и условия, в которых ребёнок находится, насколько он себя комфортно чувствует, есть ли внутри него некий баланс и равновесие. Поэтому есть много и таких детей, которые рано заканчивают спорт. Бывает даже, что подростку всего 14 лет, а он уже накушался спорта, заявляет, что не хочет дальше продолжать тренировки, ибо это нагрузки. А некоторые, наоборот, в 14 лет только начинают заниматься. Им спорт в радость, они могут поздно раскрыться. Для таких действительно спорт становится жизнью. И потом они уже всю свою жизнь, даже если не стали заметными спортсменами, могут бегать, активно заниматься физической культурой, прививать детям и внукам спортивную культуру.
Вы сначала стали депутатом областной Думы, потом переехали в Москву и стали сенатором. Что из вашего спортивного прошлого, из вашего спортивного опыта вам в этой деятельности пригодилось?
Т. Лебедева: Очень многое пригодилось. Но и очень многое пришлось отсеять. Я занималась индивидуальным видом спорта, где всё зависело только от меня. Когда я проигрывала, то винила в первую очередь себя, потом уже тренера. Мы вместе с ним садились, разбирали ситуацию, анализировали, почему и как это произошло.
Когда я стала депутатом, то оказалось, что здесь совсем другие правила игры. То есть, один в поле не воин. Обязательно нужна команда единомышленников, когда ты рассматриваешь какой-либо закон, как и что надо сделать. Здесь мнение других обязательно надо учитывать. И когда это мнение не совпадает с твоим, надо уметь включать: где-то – дипломатию, а где-то – аргументы. Это, конечно, тоже требует большого опыта. Иногда были такие некрасивые моменты, когда вроде бы договаривались об одном, а потом в последний момент всё оказывалось по-другому. Это был для меня неприятный опыт, но я понимала, что это политика и здесь нужно играть по другим правилам. И что мне, если я хочу выжить, нужно соглашаться в какой-то мере, не изменяя своим принципам. Иногда даже были такие моменты. Когда у нас был общий интерес, мы продвигали какой-то закон. Но когда я понимала, что в чём-то я не согласна, что это не моё, мы могли разругаться в пух и в прах, отстаивая каждый при этом свои поправки или идеи. То есть, это совершенно нормально, когда сегодня мы можем дружить, а завтра можем стать оппонентами, не сойдясь во мнении. А через какое-то время опять можем сойтись вместе по какому-то вопросу. Да, в первый раз, конечно, было неприятно оказаться в такой ситуации. А потом я поняла, что здесь другие правила и мне нужно просто подстраиваться и жить.
Вы в прекрасной форме. Говорят, что спортсмены, которые бросают большой спорт, сильно меняются. Вы продолжаете как-то заниматься или просто природа такая?
Т. Лебедева: Я, конечно, занимаюсь, но, может быть, не так часто. Для меня в выходные обязательно (в субботу, если есть такая возможность) побегать кросс в парке. В воскресенье я иду в фитнесс и занимаюсь там какими-то силовыми упражнениями. Конечно, каждый день заниматься не получается, но годы в спорте, а мне более 20 лет приходилось заниматься им активно по два раза в день, пока мне, наверное, помогают сохранить то, что природа дала. Может быть, это некий аванс, что я ещё не расплылась. Не хотелось бы, конечно. Но я всё-таки понимаю, что на мне лежит большая ответственность, так как я и посол ГТО, и на меня смотрят, как на олимпийскую чемпионку, поэтому я всегда должна соответствовать каким-то стандартам. Так, по крайней мере, для себя я это вижу. Поэтому стараюсь определённые упражнения делать, нагрузку давать, если есть свободное время.
А посол ГТО – это что такое?
Т. Лебедева: Что касается посла ГТО, программа ГТО должна была в 2016 году вступить в действие. Но немного не всё учли. Предполагалось, что все возрастные категории должны были сдавать нормы ГТО (11 возрастных категорий), но очень тяжело пошла сдача норм ГТО людьми среднего возраста. Понятно, что контингент детей, школьников, учащихся сузов и вузов более легко охватить и протестировать. А вот как быть со средним возрастом? Как протестировать? Вроде бы всё должно проходить добровольно. С другой стороны, не все имеют возможность сдавать ГТО. Если, допустим, это крупное предприятие, то там есть какой-то спортивный организатор и зал, где они могут всё организовать и протестировать. А вот малый и средний бизнес могут сказать, что это им не нужно, что они не видят в сдаче норм ГТО какого-то для себя преимущества. И они на это будут иметь полное право.
А вы считаете это нужным?
Т. Лебедева: Я считаю, что этим заниматься надо. Накануне я вернулась из командировки в Финляндию, изучали финское здравоохранение и социальное обеспечение и должны были посмотреть на практике, как они это всё делают. Но даже если просто присмотреться, то в Финляндии чуть ли не каждый второй куда-то бежит или идёт скандинавской ходьбой, на велосипедах очень много людей ездят. То есть, у них это привито. Поэтому, когда мы их спрашивали, в чём они видят секрет такой продолжительности жизни людей в Финляндии: 83 лет – среди женщин и 75 лет – среди мужчин, финны отвечали, что у них тоже 30 лет назад люди рано умирали. А свою роль в повышении продолжительности жизни населения сыграли и ранняя диагностика, и пропаганда здорового образа жизни. Я поинтересовалась, у них это всё-таки чистая пропаганда здорового образа жизни или есть ещё и стимулирование? На что мне ответили, что в Финляндии людей к ведению здорового образа жизни не стимулируют никак, у них дополнительный отпуск не предоставляется, если человек не болел. Пропаганда и менталитет финнов позволил привить им культуру здорового образа жизни. Им рассказывали, что заниматься поддержанием здорового образа жизни – это классно, что это гораздо меньшие траты на лекарства, что дешевле заниматься поддержанием здорового образа жизни, чем болеть.
Но это должна быть очень тонкая и умелая пропаганда?
Т. Лебедева: Да. И я задумалась, а как это можно было бы организовать в России? В последние 5-10 лет в России люди действительно стали больше заниматься спортом. Может быть, где-то для этого были созданы условия. Хотя я и сама вижу, что намного больше людей стали бегать и заниматься фитнессом. Это стало даже каким-то имиджевым явлением, что тоже неплохо.
Но, конечно, всё начинается с детей. Мы должны прививать им культуру, чтобы они понимали, что движение – это жизнь, что нужно обязательно двигаться. А учитывая то, что сегодня многие ведут малоподвижный образ жизни, физическая нагрузка в их жизни должна присутствовать обязательно. И, может быть, именно ГТО поможет им это сделать, хотя сдача норма – дело добровольное, но и немного одновременно принудительное. Но если ГТО приживётся плюс будут даваться дополнительные баллы к ЕГЭ или дополнительные дни к отпуску (2-3 дня)…
То есть, всё-таки наших людей надо стимулировать?
Т. Лебедева: Я считаю, что над этим тоже надо подумать.
Одной пропагандой не надо ограничиваться?
Т. Лебедева: Да. Для россиян пропаганда – это всегда хорошо. Но какие-то стимуляторы для того, чтобы запустить механизм сдачи норм ГТО, хорошо было бы включить. Всё-таки больше 20 лет ГТО не было, оно в 1991-1992 годах окончательно умерло, и для того чтобы его сейчас возродить, надо применять стимулирующие методы в том числе.
Досье:
ЛЕБЕДЕВА Татьяна Романовна – сенатор, член Комитета Совета Федерации по социальной политике.
Родилась 21 июля 1976 года в Стерлитамаке. Занималась лёгкой атлетикой. Выступала в соревнованиях по прыжкам в длину и тройному прыжку. В 1998 году начала выступать в составе сборной команды России. Многократная чемпионка мира, Европы и России. Чемпионка Олимпиады 2004 года в Афинах. Член женского комитета Международной ассоциации легкоатлетических федераций.
В 2009 году стала депутатом Волгоградской областной думы. Избиралась членом Областной общественной палаты. В 2014 году была избрана Волгоградской областной думой своим представителем в Совете Федерации. Работает в Комитете по социальной политике. Член попечительского совета Фонда Елены Исимбаевой.
Награждена орденом Дружбы, орденом Почёта, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Заслуженный мастер спорта России.
Замужем. Мать двух дочерей. Главным своим увлечением Татьяна Лебедева сейчас называет работу.
Полностью беседу с гостьей слушайте в аудиофайле.