Картинка

Авторские материалы "Антипаркон": запретить нельзя разрешить

26 октября 2016, 21:25

Персоны

Депутаты хотят запретить приложение "Антипаркон". Оно позволяет узнавать телефонный номер автовладельца по номеру его машины. Обычно его используют, чтобы попросить убрать неправильно припаркованный автомобиль или чтобы сообщить другому автовладельцу об угрозе эвакуации. Но, по мнению законодателей, эта программа пользуется дырами в законах и раскрывает личные данные граждан без их согласия. Это приводит к тому, что номера попадают в руки злоумышленников и не совсем адекватных людей. В теме разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Изначально это был сайт, где разработчики собирали что-то вроде неофициальной базы номеров машин с именами и контактами их владельцев. Задумка состояла в том, чтобы люди анонимно помогали друг другу или просили помощи в разного рода дорожных ситуациях. Например, если машину заблокировали или повредили, а хозяина рядом не оказалось. Или за его автомобилем приехал эвакуатор. Или пробка образовалась из-за чьей-то припаркованной машины, и этот кто-то вне зоны видимости.

Со временем у сервиса появлялись дополнительные опции вроде автомобильного чата, и он плавно начал превращаться в новую социальную сеть, куда люди попадали просто на основании того, что у них есть машина. По мере того, как росла популярность "Антипаркона", все чаще стал возникать вопрос, насколько вообще законно такие сервисы создавать. В нем больше вреда, чем пользы, убежден независимый автоэксперт Андрей Осипов:

"Конечно, есть случаи, когда это приложение помогало. Человек уехал с места ДТП или, допустим, машину у кого-то эвакуируют, и можно оперативно уведомить владельца данного транспортного средства. Это положительный момент. Но есть и отрицательные, о которых рассказывают очень многие водители, особенно девушки. Те же самые флирты на дороге, когда какие-то не совсем адекватные люди по номерам автомобиля выясняют сотовый телефон владельца и начинают засыпать его какими-то сообщениями или бомбить его элементарными приставаниями".

Но вот другой пример из жизни. Буквально этим утром у нашего коллеги Николая поцарапали машину, пока сам он трудился в ньюсруме над новостями. Некий очевидец заснял номера обеих машин (и виновницы, и потерпевшего) и передал сообщение о ДТП. Не вставая с рабочего места, Николай смог мгновенно связаться с виновницей (которая к тому времени уже скрылась с места аварии) и потребовать, чтобы та вернулась и вызвала ГИБДД. Немного поотпиравшись, женщина согласилась.

В данной ситуации передача личных данных (ее имени и номера телефона) никому не принесла вреда, наоборот, виновнице пришлось поступить по закону: отчитаться перед дорожной полицией и страховой компанией. Такие сервисы должны развиваться и дальше. Это мировая практика, говорит аналитик РАЭК Карен Казарян:

"Сам по себе номер автомобиля персональными данными не является. Даже в привязке к телефону, даже в привязке к имени, фамилии, поскольку номер автомобиля никак не идентифицирует его владельца. Даже в странах с жестким регулированием в области персональных данных. Например, в Германии это не является категорией защиты. Считается, что номер не принадлежит владельцу машины, поэтому использование таких комбинаций данных не запрещается".

Российские суды на этот счет другого мнения. С сервисом "Антипаркон" уже было разбирательство, и оно закончилось не в пользу разработчиков. Правда, с того времени прошел не один месяц, а сайт по-прежнему доступен. Авторы проекта даже обновили его, выпустив мобильное приложение для одного из популярных мессенджеров. Выглядит это сейчас так, что можно начать чат с владельцем авто, зная только номер его машины. В этом же чате можно отправить сообщение почтовому роботу об аварии или эвакуации, он свяжется с потерпевшим. Все это время имена людей и номера их телефонов остаются скрытыми, пока они сами не захотят ответить.

В каком-то смысле предписание суда выполняется. Однако группа подмосковных депутатов решила, что разработчиков все равно следует привлечь к ответственности. Они направили запрос в Генпрокуратуру и Совет Федерации. "Антипаркон" не так безобиден, как может показаться, уверяет один из авторов обращения Сергей Маликов:

"Участились случаи мошенничества с машинами. Звонят, отвлекают человека и фактически вытаскивают те или иные вещи из машины. Или, понимая, как легко получить телефон человека, когда он находится в торговом центре, угоняют автомобиль. Нельзя сказать, что виной этих преступлений только "Антипаркон", но один из главных сегодня вопросов в том, что он этому способствует".

Ежедневно в эту частную базу автомобилей добавляются тысячи номеров. Вполне свободно туда можно вписать и себя, и своего соседа, и кого угодно еще. Поэтому при детальном рассмотрении выясняется, что база представляет собой не очень точную свалку данных. Например, там можно обнаружить записанную на себя машину, которую вы продали уже много лет назад. И, напротив, не найти той, на которой вы ездите уже около десятка лет.

Та же история с номерами телефонов. Например, попадаются не только мобильные, но домашние (из справочника фиксированной связи). Похоже, что пользы от таких сведений будет не больше, чем вреда.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация