Комментарии экспертов "Антиновогодняя пропаганда" пришла в Казань из Дагестана
Персоны
Празднование Нового года, оказывается, нравится далеко не всем. В Казани накануне праздника на улицах появились необычные лозунги. Они адресованы местным мусульманам. Их авторы указывают на языческие корни празднования Нового года и призывают верующих не отмечать его, чтобы не становиться идолопоклонниками. Антиновогоднюю пропаганду разделяют радикально настроенные татарские националисты, призывающие провести 31 декабря как самый обычный день: не пить водку, а еще лучше - "таксовать", зарабатывая деньги на пьяных, отмечающих Новый год. При этом и те, и другие, как считают эксперты, черпают свое вдохновение в спичах кавказских проповедников, распространенных в интернете. Информацию в эфире радио "Вести ФМ" прокомментировал руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
"Вести ФМ": Раис Рафкатович, как прокомментируете эту новость?
Сулейманов: Что могу сказать: да, действительно, в Казани такое происходит второй-третий раз, то есть практически последние два-три года идет. И сейчас мы заметили, что куда больше идет влияние Северного Кавказа, конкретно - Дагестана. Там своего рода мода на это, чтобы отказаться от Нового года.
Проблема заключается в том, что даже мусульмане-традиционалисты не выступают против как такового Нового года, их никто не призывает напиваться и нажираться. Но ваххабиты в Татарстане настаивают вообще на тотальном отказе от любых атрибутов, связанных с новогодними праздниками: елка, мишура, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка - все это объявляется чуждым исламу, и, соответственно, против этого призывают бороться. Но пока бороться только путем непразднования, то есть, давайте ляжем спать 31 декабря в обычное время, не будем слушать речь Путина, соответствующим образом не украшать свои собственные жилища. Вот этот призыв поддерживается местными национал-сепаратистами очень активно, которые видят в Новом годе русский праздник, и соответствующим образом выступают против этого.
Беда заключается в том, что такой призыв распространяется против всех светских праздников, то есть также выступают против 8 марта, 23 февраля, Дня Победы 9 мая. Другое дело, что Новый год, как некий такой, самый, что ли, популярный в народе праздник, вызывает куда больше раздражения, и идет соответствующая реакция. Известны случаи у нас, в Казани, даже когда начальники компаний, директора компаний, мусульмане, которые также разделяют такие радикальные взгляды, требовали от своих сотрудников не украшать, например, свой рабочий стол. То есть маленькую елочку возле компьютера не ставить, мишуру не развешивать, не надевать колпак Санта-Клауса на голову. И, более того, это распространяется даже на не мусульман.