Комментарии экспертов Углубление Москвы-реки – дорогой и не самый перспективный проект
Персоны
Столичные власти решили углубить Москву-реку на полтора метра. Как сообщает сегодняшняя пресса со ссылкой на "Дирекцию Московского транспортного узла", предполагается, что такая операция поможет увеличить объемы пассажирских и грузовых перевозок по воде. На сегодняшний день Москва-река пустая, не загружена, как говорят эксперты. И сейчас идет обсуждение возможных способов понижения дна реки. Для этого придется строить низконапорные шлюзы или проводить дноуглубительные работы. Ситуацию для радио "Вести ФМ" прокомментировал научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
"Вести ФМ": Константин Юрьевич, прежде, конечно, вопрос: так ли это? Информация газеты "Известия" верна?
Трофименко: Скорее всего. То, что идет от Московского транспортного узла. Это фактически подведомственная организация федерального Минтранса, и вряд ли они выпустили бы в свет непродуманную информацию.
"Вести ФМ": Тогда прокомментируйте, пожалуйста, сам ход задуманного и возможность это исполнить. Полтора метра глубже - это много?
Трофименко: Вообще, это довольно много. Естественно, это делается из расчета того, чтобы пропускать корабли большего водоизмещения, соответственно большей подъемности грузов, пассажиров. На самом деле, лично я отношусь к скептикам по отношению к данной затее, по крайней мере, в отношении пассажирских перевозок. Потому что сегодня они занимают, скажем, рекреационную, туристическую нишу отдыха, а не собственно транспорта. К сожалению, скорее всего, с этим ничего нельзя будет сделать просто потому, что река находится довольно далеко от крупных станций метро, то есть она не может быть так просто включена в единую городскую транспортную систему. Что касается перевозки грузов, то да, перевозить инертные грузы, которые нужны для стройки, рекой дешевле и проще, чем поездом или автомобилем. Другое дело: много ли есть строек в близости от Москвы-реки? Будут проекты. Будет, например, проект в Рублево-Архангельском по созданию международного финансового центра, где река рассматривается как одна из основных транспортных артерий именно для доставки грузов. Но, в целом, баржи с щебнем вдоль Кремля, вдоль кремлевской набережной - наверно, это не совсем то, что хотели бы видеть москвичи, гуляющие там с детьми.
"Вести ФМ": Константин Юрьевич, вы видите очень серьезные технические сложности для такого проекта? И, вообще, какова экономическая целесообразность мероприятия?
Трофименко: Действительно, здесь основные технические сложности связаны не столько с углублением, сколько с шлюзами. Система шлюзов, через которую можно попасть в Москву-реку, допустим, из Волги (то есть из основных речных артерий), - старая, советская и нуждается в глобальном капитальном ремонте, чтобы она действительно была не только внутригородской, но и имела связь с внешним миром.
Полностью слушайте в аудиоверсии.