Картинка

Авторские материалы Курсы русского языка не пользуются популярностью у мигрантов

22 июля 2013, 21:22

Персоны

В Москве заработали курсы русского языка для мигрантов. Среди организаторов - Русская православная церковь. На одном из занятий побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анастасия Борисова. Она выяснила, чему и зачем учат мигрантов.

Тема сегодняшнего урока - фонетика: сложности русского произношения и нюансы интонаций. По очереди читают вслух самые простые слова, особенно тяжело даются твердые согласные и звук [ы].

- Бил - бил.
- У вас получается бил - бил. Улыбайтесь, это ж хорошо! Бил.
- Бил.
- Был.
- Был.
- Вот! Помните, "л" должна быть твердой. Когда мы произносим "ы", улыбаемся, как можем только улыбаться.

Неприметный трехэтажный дом теряется на фоне новых жилых комплексов и огромного магазина по соседству. Охранник на проходной на вопрос "где здесь курсы для мигрантов" твердо отчеканивает: 2-й подъезд 3-й этаж. В этом же подъезде - велопрокат и ремонт обуви. Поднимаюсь по темной обшарпанной лестнице, прохожу несколько маленьких комнат, за железной дверью - Таджикский культурный центр. В одной из комнат расположен длинный стол, на столе - зеленые тетради в линеечку. За столом 12 человек, лица у них уставшие. Чуть позже подходят еще двое. Вчера, говорят, было человек 20. Хотя как они поместились в маленьком классе, представить сложно. Здесь за одним столом сегодня и рабочие со стройки, и продавцы с рынка, и даже водитель автобуса. Людей зазывали буквально с улицы, рассказывает один из соучредителей Таджикского культурного центра Фарход.

"Ну, мы ходили по рынкам и искали, кто хочет заниматься, у нас есть учительница, которая бесплатно преподаёт. Почему мы начинаем поздно? Потому что все ребята приходят после работы. Кто-то с рынка приходит, кто-то со стройки", - рассказывает Фарход.

Эти курсы не единственные в Москве, но, пожалуй, самые необычные. Совместно их организовали Таджикский культурный центр, Русская православная церковь, Федеральная миграционная служба и Университет дружбы народов. Еще до начала занятия собравшиеся в аудитории обсуждают нюансы и различия мусульманского и христианского постов. У мусульман сейчас Рамадан: от рассвета до заката нельзя принимать пищу. В постах сходств находят больше, чем могло бы показаться на первый взгляд. В прошлом году вступил в силу закон, по которому, чтобы получить разрешение на работу, мигрантам нужно потвердеть владение русским языком не ниже базового уровня. Прошел уже почти год с момента вступления закона в силу, поток желающих учить русский язык по-прежнему невелик, говорит один из организаторов этих курсов, председатель Ассоциации таджикских организаций Самандар Абдула Довулатов.

"Мигранты, естественно, не хотят учиться. И нам очень тяжело их привлечь. Они же привыкли за эти годы, что они покупают медицинские справки, они покупают разрешение на работу, покупают патенты - все продается. И поэтому они думают, что с русским языком то же самое. Но тут механизм сложный, слава богу. Они должны сами ходить", - уверяет Довулатов.

Впрочем, кое-где поговаривают, что в столице уже появилась новая профессия - "сдающий экзамен по русскому языку". И именно поэтому мигрантов, желающих овладеть русским языком, не так и много. В классе душно. Многих и без этого после работы клонит в сон. Иногда приходится действительно тяжело, особенно сейчас, во время поста, признает Юсуф, один из слушателей курсов.

"Наверное, все зависит от желания. Ну, конечно, есть тяжести, есть лишения, но человек, если хочет достичь чего-то, он должен терпеть. Я работаю на стройке монолитчиком. Но как-то хочу сейчас отойти от этой работы. Учусь на программиста. Если я обучусь хорошо и пройду экзамен, меня обещают на работу взять, где я буду не такой тяжелый работа исполнять, как на стройке", - рассказывает Юсуф.

Взрослые мужчины теряются как школьники, шепотом подсказывают друг другу и опускают глаза под взглядом требовательного преподавателя. Домашнее задание многие не сделали. А занятий всего 14 - за это время надо успеть объяснить азы как можно лучше. Научить русскому языку было бы нереально, но здесь все уже худо-бедно владеют им, говорит старший преподаватель кафедры русского языка Российского университета дружбы народов Екатерина Козловская.

"Они себя и так нормально чувствуют, но мне кажется, с этими курсами они будут себя свободнее чувствовать именно в русскоязычной среде. Не между своими людьми, а с носителями языка. Ну, например, согласитесь, подойдёт он к вам на улице и скажет "что" вместо "чё" - у вас же совершенно другое отношение к нему будет", - думает Козловская.

Занятие длится полтора часа, и за окном уже смеркается, когда преподаватель раздает новое домашнее задание. Выполнят его наверняка опять не все. Но двойки здесь не ставят. Все пришли учиться для себя. И у всех свои интересы. Русской православной церкви, поясняет отец Дмитрий, куратор этих курсов, важно побороть неприязнь к мигрантам в обществе. ФМС интересует исполнение закона. А Таджикский культурный центр пытается хоть как-то побудить соотечественников ассимилироваться в России. Хотя, конечно, признают там, подобными курсами всех мигрантов не охватишь.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация