Авторские материалы "Этот кредит Европе никто никогда не вернёт"
Персоны
Венгрия, Чехия и Словакия не будут участвовать в предоставлении Евросоюзом кредита Киеву в 90 миллиардов евро. Однако европейская пресса пишет, что в будущем к ним могут присоединиться и другие страны, что станет фиаско для партии войны. Рассказывает наш европейский корреспондент Елена Балаева.
Саммит Евросоюза, на котором европейские лидеры приняли решение выделить Украине кредит в 90 млрд евро, завершился еще на прошлой неделе. Но все эти дни европейская пресса и эксперты пытаются прогнозировать даже не столько то, что это решение означает для Киева, сколько то, что сделанное и сказанное на саммите означает для будущего самого Евросоюза и главных действующих лиц этого саммита.
Ну вот, например, британская газета "Файненшнл Таймс" называет решение о выделении кредита унизительной ситуацией для президента Евросовета Урсулы фон дер Ляйен. Как пишет издание, фон дер Ляйен месяцами прикладывала все свои силы, чтобы заставить работать схему использования замороженных российских гоактивов, все эти месяцы утверждая, что приемлемой альтернативы нет. И все – только для того, чтобы альтернатива материализовалась на одиннадцатом часу переговоров. Одним из главных, если не главным, победителем саммита европейская пресса называет премьера Бельгии Барта де Вевера, который все последние месяцы, опасаясь серьезных, если не катастрофических, финансовых последний для своей страны в случае согласия на использование замороженных на бельгийских счетах российских госсредств, отказывался согласиться на этот шаг. Выйдя к журналистам, де Вевер прямо заявил: "Мы доказали, что голос малых и средних государств-членов Евросоюза также имеет значение. С этим более чем согласны Чехия, Венгрия и Словакия, которые не хотели участвовать в схеме обеспечения кредита Украине. Сообщать журналистам подробности, почему эти три страны не хотели поддерживать западноевропейских тяжеловесов, еврочиновники не стали, но Венгрию и Словакию в европейской прессе кроме как "пророссийскими странами" и не называют. Хотя у руководства этих стран были чисто прагматические финансовые соображения не поддерживать обеспечение кредита Украине через европейский бюджет".
Вслух об этом под камеры еврочиновники не говорят, но мнение всех выразил в интервью той же газете "Файненшл Таймс" один неназванный дипломат: "Этот кредит Европе никто никогда не вернет", то есть фактически Евросоюз взял Украину на содержание.
Политический советник премьера Венгрии заявил, что "даже сторонники кредита Украине допускают, что он не будет выплачен". "Результат кредита – сокращение бюджета и постоянный долг для Европы, – подчеркнул он. – Это не экономическая политика, а финансирование продолжения войны".
Евробюрократам все сложнее и сложнее будет объяснять другим европейским столицам, почему кто-то будет платить, а кто-то нет.
В наиболее щекотливом положении оказался немецкий канцлер Фридрих Мерц. Именно он настаивал, что финансировать Киев нужно исключительно за счет использования российских активов. Это понятно, ведь сейчас основное бремя ляжет именно на локомотив европейской экономики – Германию. Эксперты уже подсчитали, что финансирование пакета будет ежегодно обходиться Евросоюзу в три миллиарда евро. Для Германии это означает долгосрочные дополнительные расходы в размере около 700 миллионов евро в год. И эта цифра – не окончательная. Она может возрасти, если увеличится число стран, которые откажутся принимать участие в обеспечении кредита.
На этом саммите выяснилось, что неожиданно Франция отказалась поддерживать Германию в плане схемы выделения средств Украине. Ведь именно Макрон горячо продержал решение выделить Киеву кредит, обеспеченный бюджетом Евросоюза, а не настаивать на использовании замороженных российских госсредств. Как пишет европейская пресса, Макрон фактически предал Мерца. И в Брюсселе растет ощущение, что Франция ставит национальные интересы выше интересов Евросоюза.
В Елисейском дворце говорят, что целью Франции "было обеспечить Украине финансовую стабильность на следующие два года". И выделение кредита в 90 миллиардов евро, мол, этой цели соответствует. Платить-то все равно будет Берлин. Как пишет журнал "Политико", "именно Макрон обеспечил принятие лидерами Евросоюза решения в пользу кредита Украине без использования замороженных российских активов. Издание отмечает, что французский президент активно работал с "группой несогласных" – премьерами Венгрии, Бельгии, Чехии, Словакии и Италии – чтобы уговорить их на другую схему. Кроме того, Макрон удивил европейских коллег тем, что заявил, что необходимо возобновить диалог с Москвой. По его словам, нынешний формат переговоров по Украине, когда американские переговорщики обсуждают условия урегулирования с Россией без европейцев, "не является оптимальным". И Елисейский дворец уже прорабатывает другой оптимальный формат.