Авторские материалы Северокореец скорее даст другу свою жену напрокат, но не велосипед
Персоны
Только представьте себе: до 1992 года велосипедов в Пхеньяне не было. Тогда в КНДР велосипедами можно было пользоваться только в сельской местности и мелких городах, но не в столице. В связи с этим вспоминается курьезная история: в середине 70-х годов Северная Корея только наладила дипломатические отношения с Норвегией, и один норвежский дипломат привез в Пхеньян свой любимый велосипед. При любой попытке проехать по городу, несмотря на дипломатический паспорт, его останавливала первая же регулировщица. Только после долгих разговоров в МИДе ему официально разрешили ездить по Пхеньяну на велосипеде, но только по воскресеньям.
Причина такой странной строгости проста. Северокорейское правительство не хотело, чтобы страна воспринималась как отсталая, как страна третьего мира, и поэтому власти изо всех сил старались создать образ высокоразвитой продвинутой державы. Толпы велосипедистов на столичных улицах в этот образ не укладывались - вот их и запретили.
Кстати, запрещалось тогда не только ездить на велосипеде, но и фотографировать женщин, которые несут детей на спине, как это принято в Корее, и женщин, которые переносят грузы на голове. Вплоть до середины 90-х ни в одном официальном северокорейском издании вы не найдёте ни одной фотографии женщины с ребенком на спине, такие картинки появляются только тогда, когда речь идет о темном прошлом. Хотя на практике и тогда детей только так и носили. Сейчас на спине носят реже, обычно их носят спереди, в специальных китайских рюкзачках.
Однако это все о старых временах. А что ближе к современности? В 1992-м году былые строгости отменили - и велосипеды снова появились в Пхеньяне. Правда, тогда появился новый запрет - на велосипеде не могли ездить женщины, почему-то считалось, что не женское это дело. Но этому запрету сразу не повезло: все его игнорировали. Время от времени полиция, конечно, по указке сверху начинала тормозить и штрафовать женщин за езду на велосипеде, но это были короткие кампании, и через несколько недель все возвращалось на свои места. Сейчас этот запрет, кажется, окончательно отменили. Оно и понятно: и в Пхеньяне, и в других городах дела с общественным транспортом обстоят неважно, а велосипед - это большая помощь, на нем и на работу можно добраться, и на рынок. Поэтому велосипедистов много. У каждого велосипеда в КНДР есть свой номер. Это красный кружок с цифрами, который устанавливают на руле или на корзинке (у большинства северокорейских велосипедов спереди есть решетчатая корзинка для груза). Все велосипеды регистрируются в полиции, причем чтобы ездить на велосипеде, надо...
Продолжение слушайте в аудиофайле.
Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>