Авторские материалы В КНДР машины до сих пор заправляют обглоданными кукурузными початками
Персоны
Если выехать за пределы Пхеньяна, то на улицах корейских
городков и деревень, а чаще всего на проселочных дорогах, можно увидеть
странные устройства. По виду - обычный грузовик, но в кузове у него стоит
нечто: странный агрегат, напоминающий по размерам большую бочку. Рядом с ним
суетится механик. Кроме механика есть еще и водитель в кабине. Из большой бочки
идут клубы густого дыма, и кажется, что не трехтонный грузовик идет по поселку,
а целый паровоз с огромным составом. При ближайшем рассмотрении выясняется, что
в таинственный агрегат механик бросает топливо: дрова, деревянные чурки,
древесный уголь, а иногда даже обглоданные початки кукурузы.
Многие туристы, видевшие это, решают, что увидели паровой
двигатель: дым есть, топят дровами - что же это еще? А это не паровой
двигатель, а газогенератор. Северная Корея - одна из немногих, пожалуй, даже
единственная страна мира, в которой газогенераторный двигатель - это не
экзотика, а часть повседневной жизни. Не от того, что эта жизнь хороша,
конечно...
Газогенераторные двигатели - это не корейское изобретение. Они
появились еще в начале XX века, и в годы Второй мировой войны, в годы
жесточайшего дефицита топлива, на газогенераторах ходило немало машин и в
Советском Союзе, и в Германии, и в Японии. Более того, промышленное
производство газогенераторных машин в СССР продолжалось до самого начала 50-х
годов.
Газогенератор - это обычная машина с обычным двигателем
внутреннего сгорания, только слегка модернизированным. Главное различие между
газогенераторным транспортом и привычной для нас машиной, работающей на жидком
топливе, заключается в наличии странного агрегата в кузове. Это и есть
непосредственно сам газогенератор - устройство, в котором в результате не очень
сложного процесса любые материалы, содержащие углерод, превращаются в горючий
газ. И уже этот горючий газ подается в двигатель, где и сгорает примерно так
же, как сгорает обычная топливная смесь.
Особенности газогенераторной машины просты: это машина,
которая в самом буквальном смысле слова ездит на дровах. Казалось бы, просто
мечта, машина, которая питается дровами и хворостом и не нуждается в бензине.
Но это далеко не мечта. И уж тем более не мечта эколога. Достаточно вспомнить
клубы густого дыма, которые поднимаются в небо вслед за любым газогенераторным
грузовиком.
Продолжение слушайте в аудиофайле.
Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>