Авторские материалы Северокорейцы – не китайцы: делать копии западных машин в КНДР так и не научились
Персоны
В последние годы машин в Северной Корее стало значительно больше. Однако по
мировым меркам Северная Корея считается страной, где мало машин. Сколько их - с
полной уверенностью сказать нельзя: статистика в КНДР очень часто засекречена,
и даже такие, казалось бы, безобидные данные - не исключение. По оценкам
экспертов, в настоящий момент в Северной Корее - от 250 до 300 тысяч машин.
Большинство из них - грузовые автомобили и автобусы. И только около 10% всего
автопарка - легковушки.
Кому-то может показаться удивительным, что автопром в КНДР возник на 20 лет
раньше, чем в Южной Корее. Там машины начали выпускать в середине 1970-х годов,
а в КНДР - ещё в середине 1950-х. Решающую роль в становлении северокорейского
автомобильного производства сыграла техническая помощь Советского Союза.
Поэтому многие из старых автомобилей, которые до сих пор ходят по
северокорейским улицам, нам хорошо знакомы. Наглядный тому пример - едва ли не
главный легковой автомобиль, машина, которую в самой Северной Корее гордо
именуют "Кэн Сэн", что означает "развиваться еще больше".
Любому, кто знаком с историей советского автопрома, с первого взгляда
становится понятно, что эта машина - всего лишь корейская копия нашего старого
доброго "козлика" (ГАЗ-69). То же самое относится и к корейским
грузовикам - все они очень похожи на советские.
Разумеется, дело тут не в одновременных разработках советских и корейских
инженеров. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Советский Союз отправил в Корею
своих специалистов с чертежами и технической документацией. Они-то и запустили
корейский автопром. Однако северокорейские инженеры, участвовавшие в тех
проектах, рассказывают, что из-за плохого качества материалов и проблем с
оборудованием советские модели пришлось упрощать, чтобы стало возможным их
производство в суровых корейских условиях. Упрощенные копии советских машин в
КНДР производили аж до конца 1990-х годов. Иногда меняли дизайн, но начинку
никогда особо не трогали. Многие из этих машин ездят до сих пор. Жесткий
дефицит автомобилей заставляет северокорейцев быть крайне бережными со своими
железными конями - периодически ремонтируя, ездят на них десятилетиями.
Продолжение слушайте в аудиофайле
Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>