Авторские материалы Гастарбайтеры и видеопираты рассказали северокорейцам всю правду
Персоны
С конца 50-х и до начала 90-х годов прошлого века характерной чертой КНДР была жесткая информационная изоляция. Рядовой северокореец имел крайне смутное представление о том, что происходило за пределами его страны. Власти жестко контролировали информацию из-за рубежа. Запрещено было владение радиоприемниками со свободной настройкой, все иностранные газеты поступали в спецхран, контакты с иностранцами были крайне ограничены, выезд за границу был привилегией правящего слоя. Поэтому корейцы представляли мир таким, каким его показывали родные СМИ. А они, разумеется, рассказывали о том, что Северная Корея - очень богатая, процветающая страна; что всё население мира смотрит на неё с восхищением и завистью; что все хотят жить так, как живут северокорейцы; что северокорейский руководитель, Великий Вождь, Несравненный Полководец Генералиссимус Ким Ир Сен - самый популярный руководитель в мире и так далее. Однако сейчас ситуация изменилась. Подобные рассказы по-прежнему можно встретить в северокорейской печати, однако особой веры в их истинность больше нет. В последние пятнадцать-двадцать лет в КНДР появилась достоверная информация о внешнем мире. И это - одно из важнейших изменений, произошедших с тех пор, как умер Ким Ир Сен.
Главную роль здесь сыграл жесточайший экономический кризис, разразившийся в Корее в середине 1990-х годов. Дело тогда дошло до голода. Многие жители приграничных районов, спасаясь от голодной смерти, стали уходить в Китай - в качестве беженцев или гастарбайтеров. Бежали, в основном, через границу, которая проходит по рекам Амноккан и Туманган (кит. Ялуцзян и Тумэньцзян соответственно). Эта граница никогда толком не охранялась - ни с китайской, ни с корейской стороны. К тому времени Китай уже давно жил гораздо лучше Северной Кореи, поэтому северокорейцы, оказавшись в Китае, были просто шокированы. Хотя, следует заметить, что жизнь в маньчжурской глубинке на взгляд современного россиянина никак не может показаться богатой. Это отнюдь не самый процветающий район Китая, однако, северокорейцам жизнь там показалась просто потрясающей, буквально райской.
Большинство гастарбайтеров, проработав в Китае несколько месяцев или лет, заработав какие-то денежки - маленькие по китайским меркам, но основательные по меркам северокорейским - возвращались домой. За последние 20 лет другую жизнь увидели порядка...
Продолжение слушайте в аудиофайле.