Авторские материалы Жители Якутии дерутся за еду
Персоны
В Якутии началось расследование срыва навигации 2013 года по реке Индигирка и в верховьях Лены, в результате чего жители северных районов республики накануне зимы столкнулись с дефицитом топлива и продовольствия. Основной причиной срыва северного завоза считается обмеление рек и ранний ледостав. Сейчас продукты доставляются воздушным путем и продаются по очень высоким ценам, которые устанавливают местные предприниматели. Топливо же завозится крайне малыми партиями, в ряде районов его осталось в лучшем случае на месяц. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" в регионе Алина Алексеева.
В Республике Саха (Якутия) сложилась критическая ситуация с завозом жизнеобеспечивающих грузов на реке Индигирка. Сначала осуществить навигационный процесс мешали мелководье и сгонные ветра, затем начался ранний ледостав. В итоге некоторые суда вернулись в Якутск, а 28 судов осталось стоять на замерзшей реке с почти шестью тысячами тонн грузов.
Когда навигация закрылась, в магазинах Абыйского улуса закончились все продукты кроме узкого перечня социально важных. Позже продукты в район пошли авиационным путем, но в ограниченных количествах и по очень высоким ценам (их устанавливают предприниматели, чтобы хоть как-то возместить свой ущерб). Сейчас здесь нет молочных продуктов, колбасных изделий, овощей и фруктов, рассказывает специалист по ценообразованию Абыйского улуса Ираида Суздалова:
"Конечно, есть потребность во фруктах, овощах. Всё, что пришло, закончилось сразу же. И цены они накручивают".
Сейчас жители Абыйского улуса вернулись в девяностые: они вынуждены толкаться в очередях, пытаясь купить пакет молока за 137 рублей. А недавно правоохранительным органам пришлось вмешаться в драку у склада, куда поступают продукты. Правительство республики еще три недели назад начало обсуждать вопрос о субсидировании авиарейсов для предпринимателей и установлении торговых надбавок. Однако по сей день проект еще не принят, потому что ведутся бесконечные подсчеты, комментирует заместитель председателя государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Галина Служаева:
"В данном случае субсидированных рейсов пока нет. Но пока еще нет и распоряжения правительства - еще считаются затраты. Цены высокие. А туда транспортные затраты высокие. А что население... Население знает, где оно живёт. Себестоимость завоза авиатранспортом туда - 283 рубля за килограмм. Но самое главное - в данный момент авиарейсы, которые выполняются, не субсидированы, поэтому торговая надбавка на авиарейсы там не установлена".
Альтернативы в виде автозимников ждать придется еще дольше - первые дороги обещают открыть к декабрю. И это только одна проблема. Вторая - еще более угрожающая для населения: в улусе заканчивается топливо. В одном поселке запасов угля осталось только до ноября месяца.