Комментарии экспертов Определить подлинность картины одним методом почти невозможно
Персоны
Продажа живописных полотен - дело прибыльное, и здесь крайне важна достоверная экспертиза о подлинности произведения, особенно если речь идёт о мастерах прошлых веков. Как же распознать подделку? В Интернете появились сообщения о том, что арестованная по подозрению в мошенничестве с картиной Елена Баснер разработала безошибочный метод выявления подделок. Она предположила, что после Хиросимы в красках должен встречаться новый изотоп, которого раньше просто не было в природе. С учётом 500 испытаний ядерного оружия и всяких чернобылей определить подделку, созданную после 1945 года, теперь стало делом 10 минут. Так ли это? И как появление такого метода могло сказаться на рынке фальшивых произведений искусства? Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал генеральный директор группы компаний "Арт Консалтинг" Денис Лукашин.
"Вести ФМ": Денис, можно ли действительно говорить о безошибочном определении подделки? Такой метод якобы был у Елены Баснер.
Лукашин: На самом деле мы саму методику не рассматривали. Я могу судить просто исходя из опыта. Безошибочные методы бывают редко и чаще всего работают только комплексно. Потому что одним методом определить очень сложно. Это первое. Второй момент - метод, о котором говорится, с моей точки зрения, достаточно спорный, потому что всё, из чего создана картина (масло, холст), - это фактически живые органические и неорганические вещества, которые дышат, получают влажность из воздуха, подвергаются реставрации, чистке, очень многим физическим воздействиям за свою жизнь. И если чего-то в них до 1947 года не было (эта картина была написана раньше 1947 года), то после 1947 года она это обязательно получит. Если только её не хранили в какой-нибудь вакуумной колбе, в которой она никаким образом не подвергалась влиянию внешней среды.
Полностью слушайте в аудиоверсии.