Авторские материалы Муза вахтанговской сцены. Актриса Юлия Борисова отмечает юбилей

17 марта 2015, 14:54

Персоны

Сегодня отмечает юбилей старейшая актриса Академического театра имени Вахтангова Юлия Борисова. В свои 90 лет Юлия Константиновна до сих пор играет на сцене - в спектакле "Пристань" ее героиня потрясает прекрасной фигурой не меньше, чем самоиронией. А в триумфальном "Евгении Онегине" она, величественная дама с дивным голосом, является Татьяне Лариной во сне. Об актрисе рассказывает культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

Для Юлии Константиновны Борисовой нынешний сезон в Театре Вахтангова - уже 68-й. Впервые на эту академическую и прославленную сцену она вышла еще в годы учебы в Щукинском училище и на многие годы стала не примой - в Театре Вахтангова всегда было несколько первых актрис, она стала, можно сказать, музой вахтанговской сцены. Потому что сама манера ее игры, сам голос Борисовой очень точно соответствовали тому, что здесь привычно называют вахтанговским стилем. Хотя сформулировать, что же именно подразумевают под этими словами, с точностью не возьмется никто. Иногда даже иронизируют - мол, держатся они за что-то такое, чего и сами не могут толком определить. Но зато всегда можно было сказать: вахтанговское - этот так, как играет Юлия Борисова.

Её звонкий голос и интонации - это не просто речь или разговор, это всегда сложная музыкальная партитура речи. Плюс к этому Борисова вскоре после прихода в Вахтанговский театр сыграла в легендарной второй версии "Принцессы Турандот", сыграла заглавную героиню, и играла потом на протяжении многих лет, даже когда, спустя десятилетия, попытались выпустить третью версию, с новым поколением вахтанговцев. Третью версию скоро сняли, а их - второй - состав еще продолжал выходить на сцену. Их поколение - это она, Борисова, Лановой, Ульянов, Яковлев...

Среди нынешних смазанных актерских голосов голос Борисовой способен потрясти разнообразием красок. Это как новые мобильные телефоны, где вам обещают 300 или 500 разных цветов на экране, а покупатель недоумевает: откуда пятьсот, если красок всего семь. Вот у Борисовой - и вправду сотни оттенков голоса.

Она категорически не дает интервью и почти не появляется в телевизоре, разве что когда показывают записи старых вечеров в Доме актера - она часто сидела в первом ряду. Она не снимается в кино - последняя роль, да и то, не в фильме, а телеспектакле, датирована 80-м годом. А в театре, в своем родном театре имени Вахтангова продолжает играть. Для нее Римас Туминас поставил отдельный номер в спектакле-череде бенефисов "Пристань". Для нее в "Онегине" был придуман вставной номер - "Сон Татьяны", с которым она выходит во втором акте, и это - целая история, отдельная и одновременно очень в ее духе, с примесью чего-то неземного, чудесного, не из нашей жизни.

Это Борисова играет Настасью Филипповну в фильме "Идиот". Другая ее знаменитая роль в кино - Александра Коллонтай, посол Советского Союза. Все ее героини, кажется, близки ей самой: сильным характером, умением стоически - как скала - противостоять ударам судьбы. Нет, они совсем не каменные бабы, вовсе нет; им, как и Борисовой, равно свойственны и ирония, и юмор, может быть, чуть надменный, царственный - такой, как у Турандот: отгадаешь загадку - хорошо, нет - отрубят голову.

Роли Борисовой - почти все - становились этакими эталонами: скажем, выходит у Додина "Варшавская мелодия", или вот недавно - в Театре на Малой Бронной, и все, даже те, кто родился много лет спустя, когда этого спектакля давно уже не было и в помине, сравнивают игру молодых актрис с Борисовой, с тем, как она играла гордую полячку Гелену в пьесе Зорина, которая, между прочим, шла в сотне театров страны. А сравнивают - с Юлией Борисовой, впрочем, и сегодня остающейся несравненной.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация