Авторские материалы Нерастаможенным автомобилям хотят перекрыть дорогу в Россию
Персоны
В России могут запретить ввоз машин по генеральной доверенности. Такой законопроект Госдума рассмотрит осенью. Депутаты хотят оградить внутренний рынок от дешёвых нерастаможенных автомобилей: зачастую они не соответствуют экологическим стандартам и требованиям безопасности. Эксперты уверены, что запрет никак не скажется на российском авторынке - в последнее время ввоз машин с иностранными номерами сократился в разы. Экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов продолжит тему.
Объявления о продаже нерастаможенных автомобилей привлекают внимание ценой. Вот одно из предложений на российском автосайте: "Внедорожник Jeep Wrangler 1995 года выпуска с литовским учётом стоит 340 тысяч рублей". Похожая машина, прошедшая таможенную очистку, стоит почти 600 тысяч. Разница в цене объясняется отсутствием налогов и затрат на утилизацию: разрешенный по закону временный ввоз автомобиля предполагает, что на нём остаются номерные знаки той страны, в которой она зарегистрирована, и платить пошлину за нее не требуется. Покупатель платит за машину половину её рыночной стоимости и полгода ездит по генеральной доверенности. Зачастую безнаказанно нарушая правила движения, отмечает один из авторов инициативы, член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов.
"Если брать Москву, крупные города, то работа видеокамер, фиксирующих нарушение скоростного режима, правил парковки, становится бессмысленной, потому что такому автовладельцу некуда присылать "письмо счастья". Многие этим пользуются и уходят от ответственности", - сетует Нилов.
По генеральной доверенности зачастую ввозят краденые или битые машины. Мошенники делают фальшивые документы и номера другого государства, а потом продают машину желающим сэкономить. Депутат Нилов предлагает оставить схему временного ввоза только для туристов, а уезжающим гастарбайтерам возвращать таможенные платежи.
"Если через какое-то время человек, который здесь долго работал либо просто приехал на полгода-год на своём автомобиле, потом захочет машину вывезти, ему, конечно же, нужно вернуть уплаченный при въезде таможенный сбор - может быть, полностью, может быть, большую часть. Это, на мой взгляд, лучше защитит и автомобильный рынок страны, и нашу казну", - рассуждает Нилов.
Российский авторынок не заметит этого запрета, полагают эксперты. По подсчётам гендиректора исследовательской компании Vector Market Research Дмитрия Чумакова, в страну легально попадает около 150 тысяч подержанных автомобилей в год. Это меньше 3% от всего вторичного рынка. Доля ввезённых в обход таможни и вовсе ничтожна.
"В России в настоящее время достаточно большое предложение в сегменте подержанных автомобилей, и их можно приобрести на локальном рынке. Что касается каких-то "серых" схем, связанных с привозом в Россию автомобилей, которые затем разбираются на запчасти и так далее, то этот сегмент экономически уже непривлекателен, поскольку подержанные запчасти можно купить для абсолютно любых автомобилей", - уверен Чумаков.
Автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто также не видит смысла в ужесточении законодательства. В последние годы несколько раз возникали вопросы, связанные с ввозом в Россию нерастаможенных машин. И все проблемы решались достаточно быстро.
"В одно время белорусские машины хлынули в Россию, их ввозили россияне по доверенности. Это дело прикрыли. Потом несколько лет назад была реальная проблема, когда Москву и крупные города оккупировали "бомбилы" из наших южных республик, которые почему-то ездили на машинах с литовскими номерами. Эту тему тоже прикрыли, потому что последовательно приняли несколько законов, по которым, например, россиянин не имеет права ездить на нерастаможенном автомобиле. Единственное исключение - если у него есть второе гражданство или вид на жительство в какой-то стране", - вспоминает Моржаретто.
Для иностранцев тоже ввели ограничения: за невывоз машины, а также её перепродажу грозит штраф до 2,5 тысяч рублей с дальнейшей конфискацией транспортного средства. Кроме того, в марте вступило в силу постановление, по которому въезжающие должны вносить залог в размере таможенной пошлины за временный ввоз второго автомобиля.