Картинка

Авторские материалы Трезвый полёт: как победить авиадебоширов?

29 июля 2015, 20:39

Персоны

В Красноярске полиция вынуждена была приводить в чувство очередного авиадебошира. Нарушителя сняли с рейса Новосибирск - Владивосток после того, как в салоне авиалайнера пьяный мужчина устроил скандал. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку в Красноярске. Тем временем наркологи для борьбы с авиахулиганами предлагают полностью запретить алкоголь в предполётных зонах. А юристы советуют отказывать пьяным в праве доступа в здание аэропорта, чтобы оградить добропорядочных пассажиров от нарушителей спокойствия. Могут ли авиапутешествия стать комфортнее? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.

Закон всё-таки может быть на стороне пассажиров, полагают юристы. Если дебоширу не получается отказать в допуске на борт самолёта, поскольку авиакомпания обязана оказать оплаченную услугу, то можно блокировать хулигана ещё на подступах к аэропорту. Сейчас все входящие в здание аэровокзала и так проходят досмотр вещей. Почему бы повнимательнее не смотреть за состоянием пассажиров? Юридически присутствие в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения является правонарушением. То есть любителя выпить можно просто не пускать в здание, комментирует управляющий партнёр юридической фирмы "Скрябин и партнёры" Денис Скрябин:

"Даже имеется инструкция от 2011 года, утверждённая МВД, о том, что сотрудники полиции при выявлении лиц, находящихся в состоянии опьянения (в том числе алкогольного и наркотического), обязаны предпринять меры для удаления данных лиц с территории аэропорта и доставления их в медицинское учреждение для оказания им необходимой медицинской помощи. Даже на входе на территорию аэропорта выявляют лиц, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения и могут доставить в дальнейшем проблемы другим пассажирам и стать помехой для авиаперелёта. Однако, к сожалению, в реалиях современного мира зачастую сотрудники полиции и сотрудники аэропорта, скажем так, закрывают глаза на состояние будущих пассажиров".

Проблема в том, какое состояние пассажира можно считать критическим. Человек может немного выпить за пределами аэропорта и войти. Кроме того, в самом аэропорту работают кафе и рестораны, продающие спиртное. То есть пьяница может дойти до невменяемого состояния уже после досмотра. В таком случае он тоже является нарушителем, говорят юристы. Просто полиции следует активнее патрулировать предполётную зону. Наркологи и вовсе советуют запретить продажу алкоголя в зоне аэропорта. Аргументы пассажиров, что они не могут лететь без рюмки-другой, потому что им страшно, - это лишь отговорки, убеждён главный нарколог, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн:

"Понимаете, некоторые говорят: "Нам страшно летать, поэтому мы выпиваем, чтобы снять страх". А у ряда людей страх, тревога и ажитация будут, наоборот, нарастать. Будет обратный эффект. То есть такой парадоксальный эффект от алкоголя может быть на борту. И мы это видим. Видим это и среди людей, абсолютно адекватно себя ведущих в обыденной ситуации. Но на борту они начинают себя вести совершенно неадекватно".

Но на стороне любителей выпить - ещё один нюанс: проносить в здание алкоголь не запрещено. Если очень хочется, то алкоголик всё равно найдет возможность приложиться к бутылке, констатирует юрист Денис Скрябин:

"В принципе невозможно полностью отрегулировать и проконтролировать процесс употребления лицами, купившими алкоголь. Всегда этот алкоголь можно убрать в бумажный пакет или завернуть ещё во что-то, вследствие чего ни один сотрудник не сможет достоверно выявить - алкоголь это или иная продукция".

Единственный выход - полный запрет на открытую тару в аэропорту. Примерно так, как это может произойти, например, в общественном парке: если полиция увидела открытую бутылку - штраф. Иначе пьянство не остановить. Эксперты тем временем даже нашли объяснение, почему авиадебоширы так себя ведут в самолётах. Не обязательно это должны быть закоренелые скандалисты. Просто на высоте организм человека совсем иначе воспринимает алкоголь. Дозы, которые пассажир считает для себя привычными, там воспринимаются по-другому. Российские учёные уточняют, что подробных исследований на эту тему не было. Но спиртное в самолёте действительно действует на человека необычно, соглашается Евгений Брюн:

"Сегодня опять объявили об очередном пьяном дебошире. Опять это потери авиакомпании во времени, в ресурсах. Алкоголь возбуждает человека, но он обездвижен, поскольку он сидит в замкнутом пространстве. И он начинает двигаться. Он начинает себя вести неадекватно. В любом случае возникает гиподинамическая гипоксия от того, что он не двигается. В ряде случаев это приводит к патологическим формам опьянения, и мы это регулярно видим".

До тех пор пока не принят отдельный закон по авиадебоширам, главным и едва ли не единственным препятствием на пути хулиганов в самолёт был и остаётся командир экипажа. Только он вправе отказать пассажиру в перелёте, если считает, что это угрожает безопасности воздушного судна. Как правило, такие решения принимаются слишком поздно, когда дебошир уже находится в салоне в невменяемом состоянии.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация