Авторские материалы Клан Эрдогана, или Нефтяной бизнес по-турецки
Персоны
Минобороны России показало, как Турция наживается на нелегальной торговле нефтепродуктами. Военные обнародовали кадры космической и воздушной съемки, где запечатлены многокилометровые колонны бензовозов. Машины ежедневно везут нефть из Сирии и Ирака по дорогам, которые контролируют боевики. На некоторых снимках зафиксированы тысячи машин. Контрабанду затем продают на территории Турции. Ежегодный оборот исчисляется миллиардами долларов. Что представляет собой нефтяной бизнес по-турецки, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
У Турции нет собственных крупных месторождений нефти. Однако эта страна является крупным потребителем и, главное, крупнейшим транзитером нефти и нефтепродуктов. Именно по ее территории проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Каспийская нефть доставляется на средиземноморский порт, а оттуда дальше в Европу. В Турции построены большие нефтеперегонные заводы. Недалеко от Измира, Измита, Кырыккале и Батмана. Морские нефтяные терминалы (впрочем, как и НПЗ) принадлежат частным компаниям. Нередко с иностранным участием. Однако они работают под контролем правительства, говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:
"Батман - это НПЗ, который находится на территории юго-востока. Считается, что структуры, которые с ним связаны, аффилированы с турецким руководством. Что касается терминалов, то они принадлежат разным структура, но в основном - частным компаниям. Джейхан принадлежит BP. Другие также принадлежат частным компаниям".
Помимо Азербайджана нефть поступает в Турцию из Саудовской Аравии, Ирана, а также из Ирака и Сирии. Так было до тех пор, пока в последних двух государствах не началась война. Хотя эксперты полагают, что импорт топлива из Сирии и Ирака (главным образом с территорий, которые находятся под контролем боевиков "Исламского государства") не прекращался вообще никогда.
Причем бесконтрольная (со стороны государства) контрабанда исключена, уверен Дмитрий Абзалов. Нефть, поступающая в Турцию через сирийскую границу, в той части, где действуют террористы, непременно должна проходить через турецкую таможню:
"Нужно понимать, что во всех точках находится растаможка. То есть отправить из страны нефтепродукты просто так нельзя. Там таможенные пункты. Вся нефть, которая проходит через Турцию, должна просматриваться и проходить именно как нефть. Несмотря на то, что это частные структуры, продать нефть без ведома государства крайне сложно, а вернее невозможно. Это особый тип ресурса".

Фотография предоставлена Минобороны РФ
Нефтяная отрасль Турции вообще находится под жестким контролем правительства и лично президента Эрдогана. Можно сказать, даже под его семейным контролем, замечает директор исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Станислав Тарасов:
"Это непосредственно находится под руководством министерства энергетики Турции. Кстати, в новом правительстве министерство энергетики возглавил зять Эрдогана. Прежний министр оказался вне игры. Сейчас он лишь депутат турецкого парламента. Я считаю, что отстранение его от этого направления было целенаправленным шагом турецкого руководства".
В транзитной стране, которой является Турция, много зависит от нефтетрейдеров. В последнее время в мировой печати все чаще называется судоходная компания BMZ. Считается, что ее руководителем и совладельцем является сын президента Эрдогана - Билал Эрдоган. СМИ называли имена и других совладельцев: брата президента Мустафы Эрдогана и шурина президента Зии Эльгина. BMZ сейчас стремительно развивается. Закупает новые танкеры. Считается, что у этой компании есть собственный причал в Джейхане. Турецкая оппозиция полагает, что основным контрагентом BMZ является "Исламское государство", напоминает Станислав Тарасов:
"Впервые эта компания упоминалась в британской печати задолго до инцидента с российским бомбардировщиком. Затем в ходе избирательной кампании оппозиционные партии приводили очень много фактов о деятельности этой компании - о торговле контрабандными нефтепродуктами, которые они получают от ИГ".

Фотография предоставлена Минобороны РФ
Если это так, то BMZ выступает основным оператором транзита нефти ИГ. Террористы продают ее дешево - по 9 долларов за баррель. То есть фактически в пять раз дешевле, чем на рынке. Пересекая границу, эта нефть отправляется либо на НПЗ (здесь называется завод в Батмане), либо сразу в порт, где ее закачивают в танкеры и продают в Европу уже за 40 с лишним долларов за баррель. Пройти таможню такому товару без государственной поддержки, невозможно, полагает Дмитрий Абзалов:
"Судя по всему, она занимается транзитом. Когда объект заходит на территорию Турции, происходит растаможка, дальнейшая покупка и проведение нефти либо до портов, либо до НПЗ. Этим может заниматься нефтетрейдер. Скорее всего, именно им и является эта компания. Фактически происходит выкуп нефти на границе, далее нефть отравляется в порты и на НПЗ. Это уже через саму компанию, потому что продать просто так нерастаможенный груз и прямо на турецкий НПЗ, крайне сложно".

Фотография предоставлена Минобороны РФ
Косвенно эту версию подтверждает быстрое восхождение сына Эрдогана Билала и его компании. За последние годы (после начала войны в Сирии) BMZ приобрела десяток танкеров на сотни миллионов долларов. Бизнес идет хорошо. Что и не удивительно, если брать во внимание разницу между ценой нефти у террористов из ИГ и ее стоимостью на мировых рынках.