Авторские материалы Художники станут богаче! Или же… нет?
Персоны
Министерство культуры предлагает ввести гарантированные
денежные вознаграждения художникам, фотографам и скульпторам в случае
перепродажи их работ. Сейчас авторы остаются практически без отчислений:
прибыль им приносит лишь первичная продажа произведений. В случае если
изменения будут приняты, творцы смогут получать предусмотренные законом деньги.
С подробностями - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Наши художники - не самые богатые в мире, это также понятно,
как и то, что наши актеры тоже уступают в части гонораров своим коллегам в
Голливуде. Но художники были обделены еще и потому, что, как известно,
некоторые, хотя и далеко не все художники, еще при жизни становятся известными,
а их работы решительно растут в цене. Но выгоду от продажи своих работ у
художника есть возможность у нас получить лишь однажды - когда он продает
работу. А вот когда его же работа продается во второй, в третий раз, и сильно
дороже первоначальной их цены, художники могут получать разве что моральное
удовлетворение.
И вот в Министерстве культуры решили, что это несправедливо,
и подготовили законопроект, который позволит художникам, после соответствующих
изменений в Гражданский кодекс, получать отчисления и со второй, и с третьей
сделки - в общем, вторичный рынок тоже принесет им дивиденды.
Мысль лично мне очень нравится. Я сам ничего не рисую,
инсталляций тоже никаких не делаю и перформансов не устраиваю, но мне лично
приятна сама мысль, что наши художники будут побогаче, и побогаче - по
справедливости, ведь если труд художника повышается в цене еще при жизни
автора, он как-то должен почувствовать это на своей, извините, шкуре. И
отчисления наследникам тех же самых отчислений в течение 70 лет после смерти
тоже будет, думается, правильным.
Но вот незадача: в России, и это подтвердит вам любой
специалист в этом вопросе, нет никакого вторичного рынка произведений
современного искусства. С первичным-то - большие проблемы, и то и дело
доносятся новости, что наш российский галерейный бизнес - это, скорее, приятный
досуг тех, кто уже не в силах бросить дело своей жизни. Хорошо Марату Гельману
- он занимается сейчас галерейным делом в Черногории, да и то это первичный
рынок, он продает работы по первому разу. Честно говоря, придется сильно
наморщить лоб и напрячь память, чтобы вспомнить, кто и когда за последние годы
пытался с выгодой перепродать купленные прежде работы Анатолия Осмоловского или
Константина Батынкова, или АЕСов, цены на которые на их известные работы - это
миллион или даже несколько миллионов долларов. Это первый момент.
Второй - еще более, так сказать, печальный. Дело в том, что
у нас в принципе любой рынок, который можно не показывать и оставить в тени,
там и остается. Редкий человек, как, например, директор Винзавода Софья
Троценко - она, считая это своим долгом, когда покупает что-то, всегда делает
это через галереи. Большинство же, если решает что-то купить, старается у нас
сделать это напрямую - через художника. Такие у нас свои рыночные традиции. Но
вторичные продажи, если таковые случаются, теперь вернутся в тень, впрочем,
этот рынок - арт-рынок - особенно у нас из тени и не выходил. Так что благая
цель вряд ли будет достигнута.