Картинка

Авторские материалы Госкомпаниям закроют лазейки при госзакупках

8 декабря 2015, 22:10

Персоны

Вслед за чиновниками и госкомпании должны ограничить закупки дорогой техники, мебели и автомобилей. Речь об этом шла на встрече премьера Дмитрия Медведева с активистами Общероссийского народного фронта. Причем правительство не намерено диктовать коммерческим предприятиям, как им жить. Правила должны быть выработаны внутри самих компаний. Подробнее - корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

С будущего года чиновники не смогут приобретать за государственный счет дорогие служебные автомобили. Правительство ввело так называемое нормирование на закупки ряда товаров. В частности, чиновники не имеют права заказать себе автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и стоимостью свыше двух с половиной миллионов рублей. Есть требования и цене смартфонов. Они не должны быть дороже 15 тысяч рублей.

Как пояснил премьер Дмитрий Медведев, подобные ограничения для чиновников существуют далеко не во всех странах. Но в России они сейчас необходимы:

"У нас пока не хватает общей культуры такого рода деятельности. Во многих странах с современной экономикой такие нормы отсутствуют. Но дорогие вещи не покупают не потому, что есть запрет покупать какую-то технику, а потому, что это просто считается неприличным".

На встрече с премьером активисты ОНФ предложили распространить систему нормирования на государственные компании. Дмитрий Медведев эту идею поддержал, но напомнил, что так называемые госкомпании - это обычные коммерческие структуры, хотя и с госучастием. По словам премьера, правительство здесь будет действовать не напрямую, а через своих представителей в советах директоров.

Отдельный вопрос - различные уловки, с помощью которых чиновники обходят запрет на дорогие покупки. Как сообщил руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта, иногда вместо приобретения дорогостоящих машин применяются схемы аренды и лизинга. Некоторые умудряются тратить таким образом миллионы рублей:

"Мерседес" стоимостью около 9 миллионов рублей. Платить собирался 8 миллионов рублей за аренду на два года. Это без услуг водителя. После того как мы озвучили этот пример Владимиру Владимировичу - лидеру ОНФ - ФОМС разорвал контракт".

Чтобы такого не происходило, чиновникам нужно запретить брать в аренду дорогие машины, считает Антон Гетта:

"Если для госучреждений 2 миллиона, значит, и арендовать ты можешь машину стоимостью не дороже 2 миллионов. Сколько платить за аренду - это второй вопрос. Но если вдруг за эту иномарку будут якобы платить 8 миллионов за два года, мы будем понимать, что это не расточительство, а воровство".

Пока же с помощь аренды можно обойти любые запреты. А обходится такая аренда иногда и вовсе дороже обычного приобретения. Годовая аренда автомобиля может стоить и пять, и десять миллионов рублей, отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин:

"В аренду можно включить что угодно. Прежде всего - сам автомобиль, его пробег. Дальше - водитель, механики. Это ежедневный осмотр и обслуживание у дилеров. Мойка автомобилей. Вплоть до специальных людей, которые будут ежечасно проверять давление в покрышках. Поэтому цену можно накрутить любую".

Отмечу, что на встрече с активом ОНФ Дмитрий Медведев заявил, что эту проблему нужно решить. Причем речь не только об аренде или лизинге - есть много других схем и юридических форм. Вроде договора о совместной деятельности. И правительство собирается закрыть подобные лазейки.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация