Горячая точка Министр лишь спускает курок
Персоны
Новый кабинет министров укомплектован и готов к работе. Есть
ли в российском правительстве слабые позиции? Состав нового кабинета министров Дмитрий
Киселев обсуждал с экспертами в студии радио "Вести ФМ".
Киселев: Добрый вечер, это "Горячая точка" на "Вести
ФМ". Ее ведущий я, Дмитрий Киселев. Сегодня мы обсуждаем складывающиеся
(еще не законченные, но в общем, основной каркас понятен) конфигурации власти в
России. Основные кадровые назначения сделаны, хотя еще будут назначения второго
эшелона, которые не менее существенны. Так или иначе, все это обсуждаем именно
сегодня. У нас в гостях: главный научный сотрудник Института экономики
Российской академии наук, доктор философии Александр Сергеевич Ципко. И
политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических
коммуникаций Дмитрий Орлов. Здравствуйте.
Разные
комментарии от вполне рациональных и поддерживающих до очень скептических. Ваши
оценки? Сформирован кабинет, в общем, назначена администрация. Ваши оценки?
Орлов:
Вы знаете, мне кажется, что кабинет прежде всего прагматически, идеологически
не очень окрашенный, прагматический кабинет. Очень много действительно деятелей
второго эшелона, которые перешли в первый. Я не думаю, что это плохая традиция.
Киселев:
То есть министрами стали заместители.
Орлов:
Да, Мантуров, Никифоров, Скворцова, там некоторые другие деятели. Во-вторых,
это, конечно, кабинет Путина. И дело не только в том, что который, конечно,
возглавляет Медведев. И Медведев, кстати, как я полагаю, будет одним из
премьеров-тяжеловесов, таким же, как был Примаков или Черномырдин. Но кабинет
Путина в том отношении, что, конечно, он принимал финальное решение.
Киселев:
Он этого и не скрывал.
Орлов:
Да, ну разумеется. У него для этого есть конституционные полномочия, понятно.
Отраслевые помощники в Кремле. Что скрывать, их, конечно, больше, чем раньше, и
очевидно во всяком случае.
Киселев:
Десять помощников - такого не бывало, причем бывшие министры, тоже тяжеловесы
своего рода.
Орлов:
Конечно, конечно. Да, в отношении Набиуллиуной, скажем, и некоторых других назначенцев
это явно будет влияние, особенно на первых порах, очень значительное на
деятельность кабинета. Мне, кстати, это напомнило две вещи. Первая - это
постепенность формирования администрации того же Обамы, например, в течение
нескольких месяцев это происходит. Кстати, в Америке постоянно это происходит
несколько месяцев, это во-первых. Во-вторых, важность постоянного состава
секретарей, как в Англии говорят, постоянных чиновников в министерствах. А это
очень было заметно при формировании этого кабинета. И третье - это собственно
некоторая, очень косвенная аналогия с ЦК КПСС. Давайте вспомним, что были
отраслевые отделы когда-то. И я не думаю, что кто-то будет воссоздавать такую
модель, она показала в свое время свою неэффективность. Но то, что будут существовать
деятели в президентской администрации, которые будут давать импульсы
правительству, это совершенно очевидно, при том, что конституционные полномочия
кабинета никто не подвергает сомнению. Для меня тоже очевидно, так же очевидно,
что это кабинет будет, кабинет готовый во всяком случае, посмотрим, будет ли
он...
Киселев:
То есть правительство.
Орлов:
Но готовый, да. Правительство, готовое к проведению структурных и социальных
реформ и готовое к ответственности за проведение такой политики.
Киселев:
Алексей Кудрин уже заявил, что это кабинет, не готовый к проведению радикальных
реформ, что это техническое правительство. Но мы к этому еще вернемся, к
позиции Кудрина и к разным комментариям. Но вот вы сравнили с ЦК КПСС, но мне
кажется, что уместна отчасти и другая аналогия - американская, где
администрация президента - она же и правительство.
Орлов:
Конечно.
Киселев:
Да. Где президент, он же и премьер. Ну, это не в такой степени.
Орлов:
Уместна и английская аналогия: министр нажимает на курок, но как держать ружье,
куда целится, наконец само изготовление - уже этим занимается
постоянный...
Киселев:
Хорошо. Ваша оценка этой новой конфигурации?
Ципко:
Оценка моя, исходя просто из структурных особенностей нашей политической
системы. Цель - президентская республика, а действительно реально - это,
конечно, правительство президента. В этом смысле очень похожа на американскую
модель.
Полностью слушайте в аудиоверсии.